Увидеть венецианскую маску можно в любом магазинчике этого города, рассчитанном на туристов. Фарфоровые или из папье-маше, они переливаются блестками и вполне пригодны для того, чтобы быть повешенными на стену или просто валяться где-нибудь в ящике, подтверждая факт хозяйского посещения итальянской столицы карнавалов.
Но к карнавалу эти, ширпотребные, маски имеют только иллюстративное отношение. Настоящих карнавальных масок меньше, в их изготовлении фарфор исключен (только папье-маше и атлас), и они несколько дороже.
А поистине редки и дороги маски венецианского театра комедии дель арте. Они изготавливаются исключительно из кожи (любое папье-маше просто разлезется на мелкие бумажные шарики на взмокшем лице артиста) и чаще всего под заказ в специальных мастерских. Найти и купить такую - истинная удача для любого туриста, вознамерившегося привезти из путешествия настоящую венецианскую маску.
Откуда взялись маски комедии дель арте? Существует мнение, что они стали продолжением карнавала. Но, судя по иным источникам (в частности по изысканиям последнего великого Арлекина современности, посвятившего свою жизнь реставрации и популяризации аутентичного театра комедии дель арте, Ферруччо Солери), и маски, и сам театр имеют другие корни.
Венеция всегда была городом торговым. Прилавки с разнообразнейшими товарами стояли вдоль набережных залива и по площадям. Публика, заинтересованная в покупках или просто фланирующая, продвигалась вдоль торговых рядов, выбирая или любопытствуя.
Местные бездельники, будь то ученики ремесленников или приехавшие в славную своим богатством Венецию и не нашедшие работы молодые люди, частенько скапливались у какого-нибудь прилавка и начинали словесные баталии. Иногда между собой, иногда беззлобно задевая прохожих или просто рассказывая анекдоты.
Среди таких групп нередко отыскивался лидер - молодой человек, язык которого был подвешен более ловко, чем у его приятелей. Послушать такого остроумца находилось много желающих. Вокруг прилавка собиралась толпа. Торговля становилась бойче.
Ловкие торговцы очень скоро поняли, какой выгодой могут обернуться подобные "рекламные акции", и стали специально зазывать к себе талантливых молодых людей, а чуть позже стали и нанимать их на постоянной или на временной основе, прося только говорить громче, смешнее и делать паузы, чтобы зеваки смогли обратить внимание на товары.
Наиболее привлекательны для покупателей, конечно же, были смешные репризы. Для увеличения комического эффекта, для того чтобы "черты лица" персонажа было лучше видно, а также для усиления его голоса, появилась первая маска - Дзанни (венецианский вариант произнесения популярного в Италии имени Джанни), нерадивого слуги-пройдохи, вечно попадавшего в какие-то нелепые истории.
Наряд Дзанни состоял (да и до сих пор состоит) из двугорбой шапочки, полумаски с огромным длинным носом (почти птичьим клювом) и просторного "крестьянского" костюма. Поначалу этот Дзанни в одиночку разыгрывал перед почтенной публикой лацци - короткие шутливые сценки.
Потом стало понятно, что сценка, показанная или рассказанная вдвоем или втроем, смотрится куда лучше, чем театр одного актера. Так появились второй, а потом и третий участники: Бригелла и Арлекин.
Бригелла получил свое имя от итальянского слова Briga - неприятность. Это тип Дзанни-пройдохи, устраивавшего свои дела во что бы то ни было. Его маска скрывала примерно две трети лица, была курноса и слегка смахивала на кошачью морду, а голову покрывал белый колпак, похожий на поварской.
Арлекин - самый популярный персонаж комедии дель арте - сначала был Дзанни-простаком, а потом переквалифицировался в Дзанни-пройдоху. Его костюм покрыт яркими заплатками, лицо скрывает черная малорельефная маска, а на голове плотно прилегающая шапочка-колпак, длинный конец которого закручивается под подбородком и заправляется под маску. Все это делается не только ради визуального эффекта. Все персонажи комедии дель арте отличаются только им свойственным способом передвижения по сцене. Арлекин - первый и единственный персонаж-акробат. Ни маска, ни колпак не должны сбиться и потеряться, пока их носитель кувыркается и делает сальто перед зрителями.
Кроме персонажей-Дзанни в Венецианской комедии дель арте существовали персонажи-старики и персонажи-псевдоинтеллектуалы: Магнифико, он же Панталоне (так презрительно называли венецианцев), Дотторе (как бы доктор-юрист, подчеркивающий свою лжеобразованность постоянно прижатой к толстому животу книгой) и Капитан.
Естественно, вся эта толпа уже не занималась привлечением покупателей к прилавкам торговцев, а перебралась сначала на площади, чтобы развлекать горожан во время праздников, а потом и в театры, специально построенные для них щедрыми (или, наоборот, рачительными и понимающими свою выгоду) венецианцами.
За время развития и в период пика популярности комедии дель арте появилось множество масок. Каждая из них выразительна и по-своему прекрасна. Единственное, чего вы не найдете в театральных закромах, так это женских масок. Считалось, что женщины и так хороши и выразительны. И Коломбина, и Сервета (ее предшественница) играли с открытыми лицами.
Комедия дель арте, первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения, утвердилась в Венеции в XVI веке, а во второй половине XVIII века сошла на нет, для того чтобы возродиться уже в XX и продолжать свою жизнь по сей день.
Примерно такая же история случилась с Венецианским карнавалом. Рождение - расцвет - угасание и возрождение.
Этот карнавал считается одним из старейших в мире. Когда состоялся в Венеции первый карнавал, теперь уже не узнать, но в 1094 году он был занесен в официальные документы дожем Витале Фалиеро. А в 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил навсегда праздничным последний день перед Великим постом.
Но одним днем это феерическое действо не ограничивалось никогда. Праздники начинались с первого воскресенья октября, а в последние дни перед постом достигали апогея, чтобы с началом поста уступить место будням. Все это время венецианцы ходили в масках.
Многие из них предпочли бы прятать свои лица и без всякого карнавала (Венеция - город маленький, а соседям совершенно необязательно знать, куда ты идешь вечером или из какого дома выбираешься по утрам), но строгие венецианские власти ввели специальные законы, воспрещающие использование масок в неположенное время.
В XVIII веке после падения Венецианской республики карнавал был упразднен. Восстановили праздник только в 1980 году стараниями группы энтузиастов, поддержанных народом Венеции. Новый карнавал длится около двух недель. Но традиции своего старшего брата блюдет. В частности в отношении масок.
Сегодня, как и в стародавние времена, самые популярные маски карнавала - Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.
Самая популярная маска - Баута. Она появилась в XVII веке. Это даже не маска, а целый костюм, состоящий из белой маски с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз. Внизу (на уровне рта) к маске был прикреплен кусок черного шелка, скрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок. Все это выглядит жутковато, венчается треуголкой, глухим черным плащом и черными же перчатками, иногда с накладными ногтями и перстнем.
Маской Кота венецианский карнавал обязан старой забавной легенде. В ней рассказывается, как некий бедный китаец приехал в Венецию со своим старым котом. Кошек в городе
не водилось, зато мышей было в преизбытке. Голодное животное набросилось на добычу и в несколько дней освободило островную республику от грызунов. Дож настолько обрадовался, что одарил китайца несметными сокровищами и отправил домой с большим почетом. Чудо-животное осталось во дворце, на случай будущих нашествий.
Другой бедный китаец, увидев такое дело, решил, что если даже за кота наивные венецианцы готовы выложить столько денег, то за шелк и прочие "приличные товары" он получит от них сторицей. Китаец залез в долги, накупил товаров и отправился в край непуганых идиотов. Дож потерял дар речи при виде новых товаров из Китая, а когда обрел, пообещал отдать за них самую большую свою драгоценность. Ударили по рукам. Как вы понимаете, бедный кот закончил свои дни в Китае.
Маска Вольто, или Гражданин, копирует классическую форму человеческого лица.
Венецианская Дама очень элегантна и изысканна. Она изображает знатную венецианскую красавицу эпохи возрождения. Еще одна женская маска - Моретта (смуглянка) имеет круглое черное "личико", иногда с кружевной повязкой на глазах для пущей конспирации.
Самая жуткая маска карнавала - Доктор Чума. Она появилась не для развлечения. Эпидемии чумы не раз охватывали Венецию и, за счет скученности здешнего населения, уносили множество жизней. Единственные люди, хоть как-то боровшиеся с болезнью, - доктора для личной безопасности надевали на лицо длинноносые маски. Считалось, что эти "клювы" с помещенными в них ароматическими веществами могут защитить их от заразы. С той же целью поверх обычной одежды врачи носили темные длинные плащи из льняной или вощеной материи, а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному руками.
Сейчас Доктор Чума - одна из популярных карнавальных масок. Такая же, как Домино, или Маттачино, веселый паяц, забрасывающий прохожих яйцами, наполненными розовой водой.
Говорить о карнавале можно долго и восторженно, но лучше съездить и увидеть его своими глазами. А если не удастся - не расстраиваться, а купить в Венеции несколько масок, повесить их на стенах своего жилья и под абажуром муранского стекла строить планы на следующий приезд в этот замечательный город.
воскресенье, 23 августа 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий