У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не
меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться
прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же
так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ
восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания. Очень важно, чтобы у
партнеров по общению (здесь и далее родитель-ребенок, учитель-ученик,
тренер-спортсмен и т.п.) тип памяти был либо совпадающим, либо сочетающимся.
Соблюдение этого условия является основой для взаимопонимания, особенно, если
возраст хотя бы одного партнера моложе 25-30 лет, т.к. до этого времени очень
сложно выработать творческое взаимопонимание с человеком, имеющим отличающуюся
систему восприятия мира. Иначе неизбежны конфликты и недопонимание между
партнерами.
Существует четыре, так называемых "чистых" типа памяти: слуховая, зрительная,
тактильная (память тела) и эмоциональная.
Но кроме них, где каждый тип является каналом, несущим информацию, существуют
еще и сложные, состоящие одновременно из нескольких типов (от 2 до 4) и
комбинированные, когда один тип запускает (или активизирует) другой, несущий
основную информацию. Запоминания информации не произойдет, если не будут
соблюдены условия ее поступления. Так же существует большое количество типов
памяти с различными отягощениями (т.е. запоминание информации уже изначально
осложнено).
Механизм нашей памяти состоит из двух частей: оперативной и долговременной.
Что такое оперативная память? Это часть нашей памяти, с помощью которой мы
анализируем поступающую информацию. Преимуществом оперативной памяти является
включение анализа необходимости информации (нужно или не нужно запоминать), а
без этого не может быть никакого запоминания ни оперативного, ни
долговременного. К недостаткам данной части памяти относится кратковременность
хранения информации. В зависимости от степени активизации и сосредоточенности
человека информация хранится от 5 часов до 3-х месяцев (но не более), а далее
забывается. Если все обучение, будь то танцевальные па, вокал или математика,
производится только благодаря оперативной памяти, то постоянно возникает
необходимость каждые 2-3 месяца восстанавливать эту информацию (т.е. изучать ее
заново).
Зная тип памяти, можно также выработать оптимальную систему поощрения и
наказания, корректирования поведения. Так, например, если вы не хотите потерять
взаимопонимание со своим ребенком, то поощрения должны идти по типу
долговременной памяти, а наказание и негативные воздействия по оперативному типу
памяти. Тогда все поощрения будут откладываться в долговременной памяти, а
наказания, хотя и будут проанализированы, но сами через некоторое время исчезнут
из памяти. Очень часто, не зная типа памяти ребенка, учителя и родители хвалят и
поощряют его на отсутствующем канале памяти, а наказывают на долговременном.
Так, например, у ребенка долговременная память - тактильная (память тела), а
родители хвалят его только на словах, а за провинности бьют или просто
отталкивают его от себя. В итоге к 13-15 годам у ребенка складывается стойкое
убеждение, что родители его не любят и что общение с ними несет для него только
боль. Между родителями и ребенком вырастает стена непонимания, и просто общение
с близкими людьми каждый раз приносит ребенку психологическую травму. Однако,
родители абсолютно уверены, что сделали все для своего ребенка и старались изо
всех сил. А всего то необходимо было правильно преподносить информацию: в нужном
виде и с нужной скоростью.
http://www.sunhome.ru/psychology/14599/p1
четверг, 13 августа 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий