четверг, 13 августа 2009 г.

Типы памяти.

У каждого человека свой тип памяти, это врожденный параметр, который не

меняется. Человек может весьма эффективно обучаться, работать и добиваться

прекрасных результатов, если он умеет пользоваться своим типом памяти. Почему же

так важен этот параметр? Дело в том, что от типа памяти зависит способ

восприятия мира, способ обучения, поощрения и наказания. Очень важно, чтобы у

партнеров по общению (здесь и далее родитель-ребенок, учитель-ученик,

тренер-спортсмен и т.п.) тип памяти был либо совпадающим, либо сочетающимся.

Соблюдение этого условия является основой для взаимопонимания, особенно, если

возраст хотя бы одного партнера моложе 25-30 лет, т.к. до этого времени очень

сложно выработать творческое взаимопонимание с человеком, имеющим отличающуюся

систему восприятия мира. Иначе неизбежны конфликты и недопонимание между

партнерами.

Существует четыре, так называемых "чистых" типа памяти: слуховая, зрительная,

тактильная (память тела) и эмоциональная.

Но кроме них, где каждый тип является каналом, несущим информацию, существуют

еще и сложные, состоящие одновременно из нескольких типов (от 2 до 4) и

комбинированные, когда один тип запускает (или активизирует) другой, несущий

основную информацию. Запоминания информации не произойдет, если не будут

соблюдены условия ее поступления. Так же существует большое количество типов

памяти с различными отягощениями (т.е. запоминание информации уже изначально

осложнено).

Механизм нашей памяти состоит из двух частей: оперативной и долговременной.

Что такое оперативная память? Это часть нашей памяти, с помощью которой мы

анализируем поступающую информацию. Преимуществом оперативной памяти является

включение анализа необходимости информации (нужно или не нужно запоминать), а

без этого не может быть никакого запоминания ни оперативного, ни

долговременного. К недостаткам данной части памяти относится кратковременность

хранения информации. В зависимости от степени активизации и сосредоточенности

человека информация хранится от 5 часов до 3-х месяцев (но не более), а далее

забывается. Если все обучение, будь то танцевальные па, вокал или математика,

производится только благодаря оперативной памяти, то постоянно возникает

необходимость каждые 2-3 месяца восстанавливать эту информацию (т.е. изучать ее

заново).

Зная тип памяти, можно также выработать оптимальную систему поощрения и

наказания, корректирования поведения. Так, например, если вы не хотите потерять

взаимопонимание со своим ребенком, то поощрения должны идти по типу

долговременной памяти, а наказание и негативные воздействия по оперативному типу

памяти. Тогда все поощрения будут откладываться в долговременной памяти, а

наказания, хотя и будут проанализированы, но сами через некоторое время исчезнут

из памяти. Очень часто, не зная типа памяти ребенка, учителя и родители хвалят и

поощряют его на отсутствующем канале памяти, а наказывают на долговременном.

Так, например, у ребенка долговременная память - тактильная (память тела), а

родители хвалят его только на словах, а за провинности бьют или просто

отталкивают его от себя. В итоге к 13-15 годам у ребенка складывается стойкое

убеждение, что родители его не любят и что общение с ними несет для него только

боль. Между родителями и ребенком вырастает стена непонимания, и просто общение

с близкими людьми каждый раз приносит ребенку психологическую травму. Однако,

родители абсолютно уверены, что сделали все для своего ребенка и старались изо

всех сил. А всего то необходимо было правильно преподносить информацию: в нужном

виде и с нужной скоростью.

http://www.sunhome.ru/psychology/14599/p1

Комментариев нет:

Отправить комментарий