вторник, 18 августа 2009 г.

БОРЛЭНГЕ (BORL�NGE)

Борлэнге... Часто название этого города знающие шведский язык пытаются прочитать как "Бурлэнге", однако сами шведы произносят именно О, а не У. Говорят, это поселение некогда располагалась в очень неудобном с точки зрения судоходства месте: рек поблизости не было, и лодки приходилось "тащить долго" - так, по утверждениям местных жителей, и возникло название. В день нашего посещения Борлэнге таскать нам особенно ничего не пришлось (кроме рюкзаков), но, надо сказать, на отсутствие воды также жаловаться не приходилось: дождь лил как из ведра...

В Борлэнге мы изначально планировали провести только 2 часа, однако, как и на протяжении всего путешествия, планы пришлось изменить. Это было связано с отсутствием у нас карты, в виду чего мы не смогли добежать на вокзал к нужному времени и поехать осматривать новое место. Но время, проведённое в Борлэнге, никак нельзя назвать потерянным!

Начать нужно с того, что в город мы прибыли в воскресенье. Тот факт, что далеко не все шведы желают тратить своё воскресенье на работу, до сих пор не может уложиться у меня в голове. Ну, то есть совсем все шведы. Информационное бюро, где можно было получить карты и сведения о достопримечательностях, было закрыто. Магазины, в которых можно было хоть на какое-то время укрыться от дождя, тоже. Все. Благо, на двери Информации висела карта - её я сразу сфотографировала, и по ней мы потом ходили полдня.

Музеи, к счастью, функционировали - но до их открытия оставалось пара часов. Первое, что мы решили посетить, - так называемый краеведческий музей, где представлены типичные для провинции (и для самого Борлэнге) домики давно минувших дней. Такие краеведческие музеи с перевезёнными подворьями есть теперь чуть ли не в каждом городе, но в Борлэнге, по сведениям, музей был чуть ли не одним из крупнейших. Про то, что музей является крупнейшим, можно услышать в каждом месте. Крупнейшее у всех своё: у кого-то охват территории, у кого-то количество домов - фантазии нет предела. Далее существует множество дефиниций: крупнейший в коммуне, крупнейший в лене, крупнейший в провинции, крупнейший в стране...

Краеведческий музей находился несколько в стороне от центра - быть может, километрах в двух. Идти туда под дождём не хотелось, но ходить по пустынным улицам и глядеть в скучные,  унылые, неосвещённые витрины виделось куда менее радостной перспективой. Так хоть на домики можно было посмотреть. Даже если краеведческий музей под открытым небом был закрыт, бросить на него взгляд всё равно представлялось возможным: такие музеи обычно огорожены символическим забором, причём не русским частоколом, через который ничего не увидишь, а низенькими прутиками, сложенными вместе.

К нашему удивлению, музей оказался открыт. Или, вернее, открыта была калитка, ведущая в него - там работало кафе, и готовились к церковной службе "на выезде", сами же домики были пока под замком. Обойти территорию не составило труда; мы даже готовы были спуститься к реке, но путь нам перегородил загон, где паслись бычки-коровки шотландской породы. Обходить их по мокрой траве уже не было сил, и мы обосновались в кафе.

Кафе оказалось очень даже миленьким. Всё в старом далекарлийском стиле - со старой мебелью и, что самое важное, с примерами далекарлийской живописи.

Далекарлийская живопись (dalmaleri) - очень экзотичное, ни на что не похожее искусство. Честно говоря, я не являюсь большим поклонником живописи: полчаса в картинной галерее для меня, в общем-то, предел. Но вот тут было что-то завораживающее, что-то заставляющее остановиться перед картиной и вглядываться в неё долгое, долгое время. Возникло это направление очень просто: раньше, когда люди не умели читать, церковь желала всячески просветить своих прихожан необычными похождениями Иисуса Христа и его учеников. Проповеди было недостаточно; сегодня любой человек знает, что далеко не все люди способны воспринимать сухой текст. Лучше его подкрепить изображениями. Так в церкви стали появляться фрески - да и просто картины с эпизодами из жизни тех или иных святых. В Даларне пошли дальше: здесь не стали восстанавливать образы библейских героев, а начали просто-напросто перекладывать истории из Библии на свой лад. Герои получили также национальные далекарлийские костюмы - по ним сразу можно определить, из какой провинции приехал, скажем, тот или иной священнослужитель. Нет, конечно, от икон не отказались - но параллельно стали создавать нечто совсем иное. Свои местные легенды, рассказы о родных "святых" "подгоняли" под библейские сюжеты, чтобы возникали определённые ассоциации. Скажем, некий король приехал в Даларну и был принят всеми жителями во главе с церковным служителем - и это сразу отоброжалось на картине, неприменно с параллелями из Библии. Всё это сохранилось с позднего средневековья, в практически  неповреждённом виде!

После кафе настал черёд другого музея - "Музея будущего", на самом деле представляющего собой эдакий исследовательсо-познавательный центр для детей и взрослых, где можно узнать секреты физики, химии, биологии и многих других наук. Например, насколько хорошо вы проводите электричество? Руки прикладываются к двум пластинам, между которыми расположен прибор, показывающей вашу "электропроводимость". Или можно увидеть своё тело в инфракрасном варианте и определить, какие части тела являются наиболее горячими, а какие - холодными. Или почему бы не узнать свой вес на Луне или Венере? Всё это есть в музее - с ёмким и понятным обхяснением. При музее имелся и планетарий, в который мы не примянули заглянуть.

В Планетарии оказались только мы с мамой. Сначала мы были тщательно проинструктированы и информированы о том, как устроена и как работает вся аппаратура. Затем началась... лекция! Именно лекция. На купол проецировалось изображение неба, а "лектор", стоявший на сцене, давал к ней пояснения. Сведения были самые элементарные, что и понятно - музей всё-таки рассчитан, прежде всего, на детей. Например, довольно общо рассказали про каждую планету Солнечной системы: сколько весит, какая на ней температура, её размеры... Объяснили, что такое метеориты, астероиды. Как много галлактик. И, как это ни смешно, большой упор был сделан на вклад шведов в дело космоса. Он очень невелик, но нам подробно рассказали биографию первого шведского космического путешественника, а затем показали завод, на котором однажды была изготовлена какая-то запчасть для небольшого спутника - или что-то вроде этого. Затем перешли к насущной проблеме Швеции: окружающей среде. И далее в подробностях стали разъяснять, как важно о ней заботиться, как каждый из нас может внести свой вклад в её сохранение (в частности, сортировать мусор, экономить воду и электричество и так далее) - а на подкупольном экране в это время висела фотография нашей планеты из космоса, и лектор с помощью фонарика, которым он подсвещал нужные на Земле места, доказывал нам, что, мол, вон та чёрная точка появилась всего 100 лет назад, и это - результат нашего необдуманного обращения с окружающей средой... В общем, довольно забавно.

На том мы и покинули Борлэнге, чтобы во второй раз посетить маленькое, но полюбившееся сердцу местечко Даларны, - Рэттвик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий