ХАРАКТЕРИСТИКА И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Вступительное эссе
Известно, что наряду с такими главными глобальными переменами в мире, как климатические, политические, экономические, научно-культурные, во всем мире имеет место стремительное развитие информационных технологий и изменение образа жизни.
С одной стороны, развитие компьютерной индустрии - это появление множества новых возможностей, доступ к любой информации, расширение сферы контактов. Для человека со здоровой психикой компьютер - инструмент для учебы и работы. С другой стороны, простое увлечение компьютером у некоторых людей может перерасти в зависимость. У людей же с серьезными психологическими проблемами виртуальное общение (лат. virtualis - возможный) может стать основным видом общения, где происходит замена настоящей реальности на новую, лучшую реальность, стирается грань между компьютером и личностью, и т.д.
Население мира "погружается" в компьютеры и компьютерные сети. В результате такого "погружения" все больше и больше людей становятся зависимыми от глобальной сети Internet; компьютерных игр; работы за компьютером. Каждый день такие зависимые люди желают "получить дозу погружения" в компьютерные технологии - кто на 20 минут, кто на час, а кто и на значительно большее количество времени. Как поведет себя эта проблема в дальнейшем? Насколько для нас безобидны компьютерные игры, как средство для отдыха в перерывах между работой и дома? Насколько мы ощущаем себя свободными от компьютерно-трудовой психологической зависимости?
На рубеже двадцать первого столетия в сочетании медицины, психологии и социологии образовалась новая наука - аддиктология, или наука о зависимостях (от англ. addiction-зависимость): алкогольной, табачной, привычной компьютерной, игровой, трудовой, пищевой, любовной, лекарственной и многих других. Зависимость - это постоянное стремление переживать некое состояние, за которое клиент готов платить как деньгами, так и негативными последствиями. Зависимая личность обычно может иметь такие общие характерные черты в реальной жизни, как отсутствие самоконтроля и самостоятельности, признаки навязчивости, неумение сказать "нет", боязнь быть отвергнутым, болезненное восприятие критики, физическое и психическое истощение, боли в спине и головные боли, материальное и духовное обнищание. Образно говоря, на основной стержень зависимости такого человека "наматываются" всяческого рода другие отдельные зависимости. Любопытен и тот факт, что есть люди, которые постоянно стремятся не попасть в какую-либо зависимость и сами начинают зависеть от своего поведения.
Характеристика проблемы
Интернет и игромания
Изначально Интернет предназначался для научно-исследовательских и военных целей. Термин Интернет-зависимость (InternetAddictionDisorder) появился в начале 1990-х годов, он означает патологическую, непреодолимую тягу к использованию Интернета. Однако, многие ученые, врачи утверждают, что Интернет-зависимость это не самостоятельное заболевание. Скорее всего, такой "диагноз" является признаком недееспособности справиться со стрессом, депрессией, коммуникационными проблемами и пр. Генетический запас страстей, нереализованных в реальной жизни, начинает выливаться в виртуальный мир.
Игромания имеет психологические и физиологические составляющие. Доказано, что у увлеченного игрой человека возникает не только чувство эмоционального интереса, но и изменения на физиологическом уровне, характеризующиеся поступлением в кровь различных веществ (адреналин и др.), поддерживающих индивидуума длительное время в тонусе.
На настоящий момент времени в психологической классификации игр все таковые делятся на ролевые и неролевые.
Ролевые компьютерные игры оказывают наибольшее воздействие на психику играющего. Здесь имеет место наибольшая глубина "вхождения" в игру, мотивация на потребностях принятия роли и ухода от реальности.
1. В игре с видом "из глаз" своего" компьютерного героя через несколько минут игры человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируется на игре, перенося себя в виртуальный мир.
2.Игры с видом извне на "своего" компьютерного герояхарактеризуются тем, что играющий видит "себя" со стороны, управляя действиями такого героя. Изучение поведения играющих показывает, что в критические секунды жизни своего героя люди могут бледнеть и ерзать на стуле, пытаясь увернуться от ударов или выстрелов компьютерных "врагов". Самоощущения играющего таковы, что он был относительно сдержан, но сильно переживал неудачи или гибель "себя" в облике компьютерного героя.
3. В руководительских играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. Играющий выступает в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, повелитель исторического процесса, руководитель крупнейшего учреждения и т.п. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Поэтому "глубина погружения" в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением.
Подавляющее большинство компьютерных игр для подрастающего поколения построено на агрессии. Во многих играх буквально тотально пропагандируется вседозволенность. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые компьютерные игры, которые могут сподвигнуть незрелую, неразвитую личность на реализацию глубоко негативных импульсов уже не в игре, а в жизни.
Неролевые компьютерные игры более безобидны, чем ролевые, но к ним тоже нередко возникает привыкание. Этими играми нередко увлекаются работники офисных учреждений во время отдыха и дети.
1.Аркадные игры называют "приставочными", т.к. требовательность к ресурсам компьютера здесь невелика (в такие игры можно играть на приставках). Сюжет слабый, линейный. Все, что нужно делать играющему - быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы. Психологическая зависимость от них, как правило, носит кратковременный характер.
2. Головоломки - к этому типу относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.). Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.
3. Игры на быстроту реакции и ловкость совершенно не имеют сюжета, абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью, но мотивация "пройти" игру, набрать наибольшее количество очков, может сформировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.
4. Традиционно азартные игры являются компьютерными вариантами игрового репертуара казино (рулетка, карты, игровой автомат).
Основное звено любой игровой зависимости, как говорилось выше - появление сильных положительных эмоций. Аддиктивная зависимость с появлением азарта характеризуется тем, что чрезмерное игровое стремление существует, но его удовлетворение не наступает, переживание пика удачи в игре перестает быть целью, ею становится сам процесс игры. Болезненное пристрастие становится неудержимым, смысл существования сосредотачивается на игровом пространстве: важно быть там, где играют. К остальной жизни у человека проявляется равнодушие, зависимых игроков не волнуют проблемы родных и близких, нередко они становятся безразличными к своей внешности и не соблюдают правил личной гигиены. Кроме того, необходимо знать, что в практической жизни имеют место случаи, когда постоянные посетители компьютерных клубов нелегально превращают азартную игру в профессиональное средство своего личного заработка, основанного на трасформации и эксплуатации психики игрока.
Итак, ролевые компьютерные игры в наибольшей мере позволяют человеку "войти" в виртуальность, отрешиться (минимум на время игры) от реальности и попасть в виртуальный мир. Ролевая игра - это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Но, решая проблемы "спасения человечества" в виртуальном мире, человек приобретает проблемы в реальной жизни. Возникает опасность не временного, а полного отрешения от действительности. В психиатрической литературе имеют место такие описания случаев, когда люди из виртуального мира переносят вымышленные ситуации в реальную деятельность. Один компьютерный аддикт, т.е. зависящий от игры, говорил о том, что когда он выходит из дома на улицу, ему не хватает средств защиты, которые у него есть в игре, от чего возникает чувство страха, поэтому он старается побыстрее прийти домой и снова заняться игрой. Во время игры отдельные личности впадают в психотическое состояние и не могут из него выйти без специализированной помощи. И таких разнообразных примеров игровой зависимости можно привести множество.
В последнее время проводятся научные исследования, суть которых рассматривает психологические аспекты игровой зависимости по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других "традиционных" зависимостей. Формирование компьютерной зависимости происходит более мягко, чем наркотической. Величина наркотической зависимости возрастает с течением времени, т.е. в отсутствие специального терапевтического воздействия на человека. Психологическая зависимость от наркотических веществ у человека, употребляющих их, постоянно усиливается. Динамика развития наркозависимости на графике выглядит в виде нарастающей линии. Самопроизвольное снижение величины наркозависимости или ее полное исчезновение можно рассматривать как редкое исключение из общих правил, обусловленное, скорее, индивидуальными особенностями человека, нежели механизмами самой зависимости. Динамика игровой компьютерной зависимости на графике изображается в виде горы с подъемом и спуском.
На основании изучения динамики игровой зависимости сегодня выделяют 4 стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр.
1. Стадия легкой увлеченности (этап адаптации).
2. Стадия увлеченности (в иерархии всех потребностей появляется новая - игра в компьютерные игры, принимающая систематический характер).
3. Стадия зависимости (ее имеют предположительно 10-14% пользователей игр, при этом происходит изменение самооценки и самосознания).
Симптомы игровой компьютерной зависимости можно разделить на две группы: 1. психические (появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании контакта; отсутствие самоконтроля над временем; появление чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе); 2.соматические (сухость глаз; отсутствие аппетита; неряшливость).
Зависимость формируется в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. При социализированной форме игровой зависимости человек поддерживает социальные контакты с социумом. Такие люди играют друг с другом, с помощью компьютерной сети, они не дают друг другу "уйти" в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений. Индивидуализированная форма игровой зависимости опасна. Человек играет в одиночку. Компьютерная игра для него - как наркотик, как часть психологической необходимости, как потребность в физиологических функциях.
Трудовая (и компьютерно-трудовая) аддикции
Трудовая зависимость - это социально одобряемая аддикция (в отличие от большинства видов других зависимостей). Но считается, что так называемые в быту "трудоголики " - это личности, имеющие какие-либо конкретные психологические проблемы или неправильно планирующие свое рабочие время и распределение обязанностей между сотрудниками. Причем среди таких людей, казалось бы чрезмерно увлекающихся работой, могут быть и лентяи, которые пересиживают на работе время вследствие того, что дома у них по этой же причине не все благополучно.
Бывают и другие причины чрезмерного увлечения работой - страхи перед ссорами и разочарованиями в близком человеке, одиночеством (в том числе потеря близких людей) или, наоборот, нежелательным общением, не сложившимися отношениями - все это вызывает состояние психологического дискомфорта или психологической травмы. Работа же в этом случае играет роль защиты, она успокаивает тревожные эмоции, оказывает психотерапевтическое воздействие.
Компьютерно-трудовая аддикция заключается в том, что у человека появляется чрезмерная увлеченность работой за компьютером, оказывающим чрезмерно сильное аудивизуальное воздействие, мешающее реальной жизни. Человек считает невозможным остановить процесс и получение результатов применения интересных программных средств, прослушивания новых звуков, построения или просмотра фантастически красивой компьютерной графики .
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ (СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ)
Общие рекомендации
Зависимость - это болезнь, при которой человек уже не принадлежит себе полностью. Чтобы помочь человеку в этой ситуации, необходимы понимание, поддержка и эмоциональный контакт с зависимым человеком. При этом основным принципом лечения зависимости должно быть замещение. Старый дом не разрушают, не построив новый. Необходимо с помощью поддержки и помощи близких постепенно выстраивать новую систему самосознания человека и умение действовать в окружающем его реальном мире. Если такой подход невозможен, то применяют наиболее эффективный метод преодоления зависимости - групповую терапию с профессиональной помощью ведущего группы - врача-психотерапевта и эмоциональной поддержки других участников группы, что с течением времени приводит к преодолению зависимости.
Индивидуальные рекомендации
Всем тем, кто не хочет быть зависимым от компьютера, необходимо:
1. Стараться осуществлять самоконтроль за своим психологическим и физическим состоянием; не попадаться на "эмоциональный крючок", ведущий к игромании;
2. Выполнять регламенты графика рабочего времени;
3. Заставлять себя время от времени по нескольку дней подряд не находиться в Интернете и не играть в компьютерные игры; заблокировать доступ к конкретным ресурсам Интернета;
4. Помимо работы или отдыха за компьютером, заставлять себя заниматься чем-то другим, не менее увлекательным в жизни - всякого рода эмоционально-подвижными (профилактика гиподинамии) или другими видами хобби (песни, танцы, рыбалка, физкультура и спорт, закаливание, вязание, шитье, рисование и пр.);
5. Обращаться за профессиональной помощью всякий раз, когда собственных усилий недостаточно.
_
Источники информации:
1. Основа - прослушанная лекция из курса "Организация системы всеобщего непрерывного гигиенического обучения и воспитания населения" на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Санкт-Петербургской медицинской академии им. И.И.Мечникова, 2004 г.
2.Kimberley S. Young. "Caught in the Net" ("Пойманныевсеть". www.netaddiction.com).
3. Suler. J. Computer and Cyberspace Addiction (orig. pub. 1996, перевод ЩепилинаЕ.А.), http: / ww.rider.edu/.
вторник, 17 марта 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий