четверг, 12 марта 2009 г.
Нойшвантайн
Строительство Замка было начато в 1869 г. по заказу короля Людвига II Баварского, известного под именем "безумного король Людвига". Замок стоит на месте двух крепостей - так называемого "переднего" и "заднего" Швангау. В ходе строительства скальное плато было опущено приблизительно на 8 метров.
Замок был задуман как гигантская сцена, где оживает мир немецкой мифологии.
Замок строился не так быстро, как хотелось королю: во дворец он переехал в 1884 году. Все больше и больше удаляясь от общества, Людвиг изменил предназначение комнат. Гостевые комнаты были заменены в плане на Мавританский зал с фонтаном, но он так и не был построен. Кабинет в 1880 г. был превращен в маленький грот. Комната для аудиенций превратилась в огромный Тронный зал. Он более не предназначался для аудиенций, а воплощал королевское величие и был копией легендарного Зала Грааля.
Средневековый облик замка скрывает самые современные на тот момент технические новшества: систему центрального отопления, подачу воды на каждый этаж, туалеты с автоматичесой системой очистки, вызов слуг осуществлялся по электрической системе звонков. На третьем и четвертом этаже были даже телефоны. Еда поднималась не по лестницам, а на лифте. Одно из новшеств - большие окна. Так как замок был построен в стиле средневековой крепости, король хотел создать впечатление открытых оконных сводов. Поэтому стекло сводов, а также стекло между колоннами было встроено непосредственно в каменную стену.
Строительство замка не было закончено при жизни короля. Вскоре после его загадочной смерти в 1886 г. замок и его великолепный интерьер были открыты широкой публике. А в конце Второй Мировой войны здесь хранился золотой запас немецкого Рейха, но затем был вывезен в неизвестном направлении.
Залы замка
Стены залов расписаны по сюжетам опер немецкого композитора Рихарда Вагнера и средневековых легенд. Основные действующие лица - короли, рыцари, поэты и влюбленные. Основные фигуры - поэт Тангейзер (герой оперы "Тангейзер"), рыцарь-лебедь Лоэнгрин (опера "Лоэнгрин") и его отец Король Грааля Парцифаль (опера "Парцифаль").
Королевская лестница из зальцбургского мрамора, над которой изображены стилизованный дракон и сцены охоты, ведет к королевским покоям на 4 этаже. На своде - гербы Швангау, Баварии и Виттельсбахов.
Рядом с парадной лестницей - дубовые двери, ведущие в помещение для слуг. В момент присутствия короля прислуга не имела права пользоваться парадной лестницей.
Сегодня показываются все пять комнат прислуги. В них простая дубовая мебель, в каждой комнате спали по два человека. Когда король отсутствовал, в замке жили 10-15 человек, присматривающих за ним. Когда он возвращался, число работников увеличивалось более чем вдвое.
Главная лестница ведет в зал на третьем этаже. К западу от него - Тронный зал, к востоку - Королевские апартаменты. Картины на стенах изображают сцены из легенд о Сигурде, персонаже "Младшей Эдды". Предание о Сигурде, в свою очередь, послужило основой для легенды о Зигфриде из средневековой немецкой "Песни о Нибелунгах", которая легла в основу цикла эпических опер Вагнера "Кольцо Нибелунгов". На сокровищах Нибелунгов лежит проклятие. Сигурд убил дракона и овладел сокровищами, но на него пало проклятие и он был убит. Роспись на стенах в холле показывают сцены от предсказания судьбы Сигурда до его смерти. Судьба жены Сигурда Гудрун показана в зале следующим ярусом.
Тронный зал напоминает византийскую базилику. Людвиг хотел, чтобы она была подобна собору Всех Святых в Мюнхене и Св. Софии в Константинополе. Трон, который должен был стоять на месте алтаря, никогда не Св. Георг убивает драконабыл сооружен. У Людвига 2 были свои представления о роли короля и монархии, которые живо проиллюстрированы в Тронном зале картинами: трон - это источник закона, королевская власть дана милостью Бога.
Настенные росписи изображают Христа в славе с Марией и Св. Иоанном, окруженных ангелами, а ниже - 6 канонизированных королей, среди которых и святой Луи 9 Французский, покровитель короля. На противоположной стене - Св. Архангел Михаил (наверху) и Св. Георгий, покровитель баварского ордена рыцарей. Людвиг не хотел, чтобы в Тронном зале проходили государственные приемы. Он считал этот зал святая святых, местом воплощения своих фантазий. Особенно красив в этом зале мозаичный пол. На поверхности виден небесный шар с изображением животных и растений. Над ним небесный купол, солнце и звезды, а между небом и землей символ королевской короны - огромная люстра, подчеркивающая посредническую роль короля между богом и людьми. Люстра сделана из позолоченной меди, украшенной стеклянными камнями и 96 свечами. С помощью специальной спирали люстру (весом 900 кг) можно опускать до пола.
На полотнах Столовой изображены сцены легендарных состязаний певцов-миннезингеров (ставшие основой оперы Вагнера "Тангейзер"). Все картины королевских покоев написаны на грубом льняном полотне, поэтому они производят впечатление гобеленов. Это также было сделано по желанию короля, поскольку гобелены стоили дорого и долго изготавливались. Еда в столовую поднималась с помощью подъемника.
Спальня короля выдержана в неоготическом стиле, с роскошной резьбой по дубу. Настенные полотна показывают сцены из саги о Тристане и Изольде. Именно в этой комнате 12 июня 1886 года королю объявили Искусственный грот, о том, что он признан душевнобольным и недееспособным. На следующий день он погиб.
Следующая комната - придворная часовня. Она также выдержана в неоготическом стиле.
Далее - королевский зал, гостиная короля. Она состоит из большого салона и отделенного колоннами так называемого лебединого уголка. Тема настенных росписей - сага о Лоэнгрине. В эркере - большая ваза в форме лебедя, сделанная из нимфебургской майолики.
Между гостиной и кабинетом был создан искусственный грот в романтическом стиле. Стены сделаны из простых материалов, таких как пакля и гипс, здесь есть искусственный водопад, а проход справа ведет в зимний сад.
Рабочий кабинет короля выдержан в романском стиле. Как и в гостиной, здесь резной дуб, светильники из позолоченной меди. Стены украшают картины на тему саги о Тангейзере. Далее группу проводят в адъютантскую и на 5 этаж - в Певческий зал. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют сцены легенды о Парцифале (см. легенду о Парцифале). На картине, которая служит задником сцены - беседке для пения, изображен сад волшебника Клингсора и призван создать максимально достоверную иллюзию, что слушающий видит перед собой настоящий сад. В Певческом зале каждый год в сентябре проходят концерты.
Дворцовую кухню, которая полностью сохранилась со времен короля, посетители осматривают самостоятельно. Кухня была оснащена последними новинками того времени: в ней есть встроенная установка с горячей и холодной водой, автоматические вертела для жаркого. Печной жар служил одновременно для подогрева посуды.
Людвиг II Баварский (нем. Ludwig II. 1845 - 1886)
"Я хочу оставаться вечной загадкой для себя и для остальных", - однажды сказал Людвиг своей гувернантке. Поэт Поль Верлен назвал Людвига 2 единственным настоящим королем этого века. У принца не было беззаботного детства. Он и его брат Отто, младше его на 2 года, должны были привыкать к монаршим обязанностям с ранних лет. Им не позволялось общаться с другими детьми, а контакты с родителями были сведены до минимума, как считалось, это воспитывает независимость. Большую часть своего детства принцы провели вдали от столицы в Хоэншвангау. Здесь принц рос под влиянием романтического ландшафта, архитектуры, немецких сказок и саг. Особенно сильно принц интересовался театром, оперными либретто и литературой.
Когда Людвигу было 16 лет, в его жизни произошло событие, во многом определившее его судьбу - 2 февраля 1861 года он присутствовал на представлении оперы Вагнера "Лоэнгрин". Музыка Вагнера потрясла его. Он увидел в ней воплощение своих романтических грез. С этой поры он стал страстным поклонником Вагнера и коллекционером его произведений.
Когда он стал королем, то первым делом отдал распоряжение разыскать и привезти Вагнера к нему в Мюнхен. Их встреча состоялась 4 мая 1864 г. и имела далеко идущие последствия для обоих. Вечером того же дня Вагнер писал своему другу, доктору Вилле: "К сожалению, он (король) такой блестящий, такой благородный, такой эмоциональный и изумительный, что я боюсь, как бы eго жизнь не пропала, как ручеек в песке, в этом жестоком мире. Мне так везет, что я просто раздавлен; только б он жил..." Людвиг сделал его своим протеже, построил ему роскошный дом и взял на себя все материальные заботы. Отныне Вагнер мог всецело заняться творчеством, не отвлекаясь на добывание хлеба насущного. Но Вагнер, увы, оказался пророком...
Король создал в Мюнхене музыкальную школу и решил построить новый оперный театр, оборудованный в соответствии с требованиями вагнеровских опер. Он видел Мюнхен музыкальной столицей Германии, чем-то вроде немецкой Вены. Но тут планы короля натолкнулись на противостояние правительства, собственных родственников и жителей Мюнхена.
Полтора года Людвиг мужественно противостоял возмущению парламента и народных масс. В конце концов, король был вынужден уступить и попросить Вагнера покинуть Мюнхен, чтостоило ему невыразимых моральных мучений. Тогда-то и началось взаимное отчуждение короля и парламента, с годами все углублявшееся и приведшее к катастрофе. Людвиг возненавидел Мюнхен настолько, что хотел перенести столицу в Нюрнберг.
Короля женить никак не удавалось: он упорно избегал уз Гименея и не был замечен в адюльтере. Его помолвка со своей кузиной, принцессой Софией, была расторгнута через 8 месяцев без объяснения причин. Королевской родне стало очевидно, что наследника престола им не дождаться.
В 1866 году назрела война с Пруссией, которую Людвиг, человек сугубо мирный, всячески старался избежать. Он даже готов был отказаться от престола во имя этого. Не доверяя своему правительству, он тайком покинул Мюнхен и, никому не сказавшись, поехал к Вагнеру в Швейцарию за советом. Каков был совет, можно судить по тому, что через два дня король вернулся, отказался от отречения и объявил мобилизацию. В этой войне, продолжавшейся всего три недели, Бавария была наголову разбита прусской армией, понесла большие потери и должна была выплачивать Пруссии репарации в размере 154 миллионов марок. На фоне этой национальной катастрофы Людвиг начал воплощать романтическую мечту своей жизни - строительство замков в Баварских Альпах.
Всего их за его жизнь было построено три, но завершенным оказался только один - в Линдерхофе.
В 1869 году Людвиг заложил первый камень на месте старинной крепости на склонах Альп. Замок Нойшванштайн был построен в виде средневекового замка с крепостной стеной, башнями и переходами. Его строительство заняло 17 лет, но так и не было завершено. По злой иронии судьбы в этом романтическом замке Людвиг Второй пережил самое большое унижение в своей жизни.
Его любимым замком был Линдерхоф -настоящий маленький Версаль. Людвиг взял за образец своей жизни Людовика ХIV и следовал ему во всем. Даже спальня в Линдерхофе, как и спальня "короля-солнца", была расположена и устроена так, что в окнах никогда не заходило солнце. Вызывающая роскошь рококо поражает даже видавших виды туристов. Обилие золота, зеркал, ваз, большим ценителем и собирателем которых был Людвиг; павлины в натуральную величину из драгоценного мейсенского фарфора, люстра из слоновой кости, букет фарфоровых цветов, неотличимых от настоящих; огромная хрустальная люстра на 108 свечей, никогда не зажигавшаяся из боязни пожара, подъемный стол из кухни в столовую - все это свидетельствовало не только о неограниченных средствах, но и об изысканном вкусе их владельца. Белый рояль, покрытый золотым орнаментом, был заказан специально для Вагнера, но композитор никогда не прикасался к его клавишам. Вся избыточная, вычурная роскошь Линденхофа была рассчитана на одного-единственного человека - Рихарда Вагнера, но тот так ни разу и не побывал в Линденхофе. Король коротал дни в полном одиночестве, если не считать нескольких слуг, слушал музыку Вагнера в исполнении первоклассных оркестров и оперных коллективов в специально для этого вырубленном в скале театре-гроте или катался на лодке по искусственному озеру вблизи. Он все больше отходил от государственных дел, погружаясь в созданый для себя идеальный романтический мир.
Между тем в 1870 г. грянула вторая война, которую Людвиг так же страстно хотел избежать, как и первую, и так же вынужден был принять в ней участие. Бавария по условиям мирного договора должна была воевать против Франции на стороне Пруссии. Эта война закончилась поражением Франции. Прусский король Вильгельм I был объявлен императором объединенной Германской империи. Вся немецкая аристократия присутствовала на этом торжественном событии в зеркальном зале Версальского дворца. Не было только короля баварского. Безудержное строительство и уходившие на него средства не способствовали популярности некогда обожаемого монарха. Он всадил в свои проекты собственный годовой доход в 5,5 миллионов марок и глубоко залез в государственный карман. К моменту смерти Людвига его долг государству составлял 21 миллион марок. Богатство страны, нажитое за 800 лет многими поколениями баварских монархов, было пущено на ветер за какие-нибудь 20 лет.
В результате успешного заговора, во главе которого стоял премьер-министр Лутц, король был объявлен недееспособным. Правителем объявили его дядю, баварского принца Лютпольда. Лутц был заинтересован в изоляции короля, потому что в качестве главы правительства был осведомлен о непомерных расходах, но держал их в тайне от плохо разбирающегося в экономике короля. В изгнание в замок Берг возле озера Штарнберг Людвига проводил придворный врач фон Гудден. Он же сообщил ему решение консилиума из четырех медиков о необходимости изоляции и лечения.
-Как вы можете объявить меня психически больным, если вы никогда не освидетельствовали меня? - спросил Людвиг. На что придворный врач ответил:
- Ваше величество, в этом нет необходимости. Мы обладаем информацией, которая нам дает достаточно доказательств.Мемориальный крест на месте где было найдено тело Людвига II.
13 июня 1886 года в в шесть часов вечера Людвиг и его врач Гудден вышли на короткую прогулку по парку без телохранителей - в последнюю минуту от их услуг отказался врач. Через несколько часов их тела нашли в озере. Было это убийством или самоубийством, следствие так и не установило. Оба были в сюртуках, шляпах и с зонтиками, что исключало намерение искупаться. Людвиг был отличным пловцом, что делало версию несчастного случая маловероятной. Вскрытие тоже не пролило свет на причины гибели короля. Официальным источникам выгодно было поддерживать версию безумия и самоубийства. После смерти Людвига правление перешло к его умственно неполноценному брату Отто под опекунством его дяди Лютпольда.
После правления Людвига, кроме его дворцов, остались Академия изящных искусств и Технологический институт в Мюнхене, баварский Красный Крест. Из созданных им фондов поддерживалось развитие музыкальной культуры, которое привело к строительству Дворца фестивалей в Байрейте.
Замок Нойшванштайн (нем. Neuschwanstein, буквально: "Новый лебединый утес") - замок XIX века около села Хоэншвангау и одноименного замка в юго-западной Баварии, недалеко от австрийской границы. Является наиболее часто фотографируемым и наиболее посещаемым туристами в Баварии строением.
Строительство было начато в 1869 г. королем Людвигом II Баварским, также известным как Людвиг Безумный. Спроектирован замок был Кристианом Джанком, придворным архитектором Людвига II. Нойшванштайн расположен недалеко от замка Хоэншвангау, построенного отцом Людвига II, Максимиллианом II Баварским. За растрату казны на строительство Людвиг II был отстранен от власти ещё до окончания строительства. После таинственной смерти Людвига II в 1886 году замок с великолепным интерьером был открыт для посещения. Множество картин изображали сцены из различных опер Рихарда Вагнера. Однако некоторые комнаты не были украшены, только 14 комнат было завершено перед смертью Людвига. Тем не менее, полностью открыт для туристов он был только 3,5-4 года спустя, когда были достроены некоторые внешие части.
В конце Второй Мировой часть золота Рейхсбанка хранилась в замке. В последние дни войны золото было увезено в неизвестном направлении. По слухам, оно было утоплено в ближайшем озере Алат. В замке также хранились украденные драгоценности, картины, мебель, которые предназначались для личной коллекции Гитлера.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий