четверг, 25 февраля 2010 г.
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
Психология восприятия цвета. Почему красный цвет означает «стоп», а зеленый - «идите»? Невеста - в белом, а черный - цвет траура и печали? Счастливый все видит «в розовом цвете», а романтик упивается «голубыми мечтами». Это всего лишь дань традиции, скажут некоторые, и будут правы. отчасти. Поскольку на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли традиционные значения цветов.
С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета - это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.
Например, так называемые «горячие» цвета - красный, оранжевый и желтый - имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии. Это цвета активно-наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета, зеленые и голубые - коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются. Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма.
Помимо естественной реакции нашего организма, в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт. Цвет одежды также красноречив. Например, кого из женщин-специалистов вы выберете в качестве финансового советника - ту, которая носит темно-синий костюм, или девушку в ярко-розовой кофточке? Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области одежды, но и к убранству дома, рекламе, дизайну новой продукции и оформлению торговых предприятий.
Давайте посмотрим, какое именно влияние оказывают цвета на повседневное поведение людей.
Психология восприятия цвета - красный
Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию.
В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.
* Насыщенный красный - цвет, выражающий скорость, мощь, игру, опасность и страсть.
* Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план.
* Красный создает ощущение тепла. Кофе кажется горячее в красной чашке, нежели в зеленой.
Предпочтение красного цвета означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях.
Отклонение красного цвета: страх переживаний, физическое и нервное истощение.
Ключевые значения и символика:
* огонь,
* жара,
* жизнь,
* энергия,
* активность,
* воля,
* борьба,
* страсть,
* агрессия,
* гнев.
Психология восприятия цвета - оранжевый
Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.
Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.
* Оранжевый обладает стимулирующими свойствами, создает впечатление дружелюбия, открытости и склонности к авантюрам.
* Ярко-оранжевый хорошо заметен, что обеспечило его использование в предупреждающих сигналах.
* Пикантные (осенние) тона оранжевого цвета теплы, экзотичны и привлекательны.
* Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности.
* Оранжевый активен, и поэтому любим детьми и спортсменами.
Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.
Отклонение оранжевого цвета: переизбыток энергии, желание уединения, тишины, спокойствия, стремление к бездействию.
Ключевые значения и символика:
* движение,
* скорость,
* ритм,
* радость,
* эмоции,
* чувственность,
* жизнерадостность,
* общительность,
* лень,
* зависимость,
* избалованность
Психология восприятия цвета - желтый
Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.
Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.
* Желтый цвет - самый счастливый цвет спектра, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость.
* Желтый активно выступает в пространстве, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок.
* Желтый цвет стимулирует ясное мышление.
* Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета.
* Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.
Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем.
Отклонение желтого цвета: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.
Ключевые значения и символика:
* солнце,
* день,
* свобода,
* праздник,
* веселье,
* терпимость,
* упрямство,
* критичность,
* беспокойство,
* предательство
Психология восприятия цвета - зеленый
Это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.
* Бледно-зеленый - успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения.
* Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости.
* Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом.
* Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах.
* Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны.
Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.
Отклонение зеленого цвета: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации.
Ключевые значения и символика:
* природа,
* жизнь,
* вера,
* гармония,
* экстравертность,
* естественность,
* доброта,
* мягкость,
* ипохондрия,
* эгоизм
Психология восприятия цвета - изумрудный
Ключевые значения и символика:
* благополучие,
* солидность,
* изоляция,
* требовательность,
* последовательность.
Психология восприятия цвета - голубой
http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=472
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий