Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года.
Родился в городе Павловском Посаде Московской области. Окончил Всесоюзный государственный институт
кинематографии (1950, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). С 1950 - актер Театра-студии киноактера.
С 1957 - актер киностудии им. М. Горького.
Лауреат Государственной премии (1970, за участие в фильме "Доживем до понедельника"). Лауреат Государственной премии РСФСР (1976, за участие в ТВ-сериале "Семнадцать мгновений весны").
Лауреат Ленинской премии (1980, за участие в фильме "Белый Бим Черное Ухо").
Народный артист СССР (1974). В 1983-м, народный Штирлиц СССР был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Если представить себе топ-лист самых красивых актеров Советского Союза, то возглавлял бы его, пожалуй, наш народный разведчик, дважды князь, матрос, мичман, тракторист, хозяин пса Бима, да и просто чудесный человек - Вячеслав Васильевич Тихонов. Еще бы! Стройная фигура, утянутая в военную форму, задумчивый взгляд, мужественный подбородок и аристократический профиль.... Но Вячеслав Тихонов поражал зрителей не только правильными чертами лица и врожденной статью. Гораздо более красивым его делал Талант, щедро отсыпанный ему богом.
Правда, долгое время кинокритики этого не признавали. После удачного дебюта в киноленте С.А. Герасимова "Молодая гвардия" наступило долгое затишье: ролей почти не было. Однако актерский дар, раз уж он есть, не может не быть оценен. Другое дело, что видение своих персонажей у Тихонова всегда несколько расходилось с ожиданиями кинокритиков, а иногда и самих режиссеров (как было, например, с Сергеем Бондарчуком в "Войне и мире").
Герои Вячеслава Васильевича оказывались гораздо более глубокими и выпуклыми, чем прописывались сценаристами. Внутренняя способность вкладывать в самый типологический образ психологизм и какую-то скрытую неподвластность обстоятельствам помогли актеру завоевать зрительские симпатии. В каком-то смысле герои Вячеслава Васильевича оказывались выбивающимися из общего ряда - мечтателями, романтиками, героями... Тракторист Матвей Морозов ("Дело было в Пенькове", реж. Ростоцкий), мичман Панин из одноименного фильма Швейцера, матрос Виктора Райский ("Чрезвычайное происшествие", реж. Ивченко), Алексей ("Оптимистическая трагедия", реж. Самсонов) - все эти образы созвучны самой природе Тихонова. Легко и талантливо актер выражал себя в этих персонажах, вкладывал в них свой собственный характер.
Но настоящим любимцем публики Вячеслав Васильевич стал после роли Андрея Болконского. Утонченный аристократ с бледными пальцами и великолепной военной выправкой, с ясным взором и искренним идеализмом в сердце - он был эталоном мужской красоты. Каждая женщина мечтала оказаться на месте Наташе Ростовой и повальсировать на балу с Болконским-Тихоновым. Однако критики эту работу приняли прохладно. Изящные игры на струнах души персонажа не были должным образом поняты. Даже режиссер Сергей Федорович Бондарчук по окончании съемок не очень был доволен работой актера. И только много лет спустя Тихоновское видение персонажа было одобрено.
Самой звездной ролью актера, конечно же, была и остается роль Исаева-Штирлица. Словно двуликий Янус он перевоплощался из полковника в штандартенфюрера, играя своими масками и чужими жизнями. Ведя придуманную двойную игру, Тихонову удалось довести образ разведчика буквально до абсолюта. Потому неудивительно, что персонаж этот оказался настолько органичным, что буквально зажил собственной жизнью. Настолько, что Леонид Брежнев порывался разыскать разведчика Исаева и наградить его званием Героя Советского Союза. Не нашел. Так что награду отдали Тихонову. Даже имя героя стало нарицательным, а сдержанный, бесстрашный, великолепно владеющий собой разведчик превратился в героя анекдотов и всенародного любимца, такого родного и привычного, что представить русское искусство и фольклор без имени Штирлица просто невозможно.
Были и десятки других замечательных ролей - всего Вячеслав Тихонов снялся в 45 картинах - но в каждой из них актер проявлял себя неизменно положительным, душевно прекрасным человеком. Почти совершенством. Каждый персонаж - во многом идеалист, краски жизни для него слишком интенсивны, они чересчур выбивались из заданных советским временем клише. И вот такое видение своих героев и мешало стремительному карьерному взлету Вячеслава Тихонова. Работай он в Голливуде - давно бы стал звездой мирового масштаба, с миллионными гонорарами и миллионной же аудиторией фанатов.
Впрочем, почитателей у Тихонова как раз хватает. Даже сегодня, когда он практически перестал сниматься, зрители помнят и любят Тихонова. А его работа в картине Эльдара Рязанова "Андерсен. Жизнь без любви" была воспринята с таким восторгом, что можно однозначно сказать: герои не забываются, и волны времени не предают их забвению.
..............................Анна ВЕЛИГЖАНИНА - 07.06.2007- корреспондент "Комсомольской правды :
- Я тут недавно "Семнадцать мгновений..." в очередной раз смотрела, вами восхищалась...
- Ой, ну хватит, ладно! Не верю! А где это вы фильм-то смотрели?
- Его и по телевизору показывали, и на DVD можно купить.
- Это можно и на компьютере смотреть?! Я ведь человек, отсталый от техники, не понимаю в компьютере и смотрю просто по "ящику", когда показывают старые хорошие фильмы. В них есть душа, они многому учат. А новые сериалы, боевики не люблю. Нет в них той доброты, мудрости.
Первый фильм, который мне принес известность, - "Дело было в Пеньково". Он у меня по счету седьмой, но именно эта картина открыла меня зрителю.
- Как вы там сыграли любовь!
- Надо этим жить! Надо любить! Хотя бы в тот период, когда снимаешься. И в жизни нужно суметь заметить это чувство. А мы иногда проходим, смотря себе под ноги, не замечая настоящее...
- А сейчас вы не хотите больше сниматься?
- Нет. Не в чем. И нет тех людей, которые в меня верили, приглашали на роли. Нет Ростоцкого, Игоря Гостева, Сергея Федоровича Бондарчука. Только Татьяна Лиознова осталась. Но она уже не может снимать, не совсем здорова.
"Мой кот умирает"
- Я живу на своей даче за городом. Начинаешь вспоминать молодость, прошлое, все, как было, где твои друзья. А их нет... К сожалению, время очень быстро прожито. Обрываются корни, которые держат нас. А когда все отомрут - падает человек.
И вот чувствуешь, как ты начинаешь качаться уже. Нету моих друзей, с которыми я работал, дружил и делал фильмы. Дай Бог, чтобы они пожили, эти фильмы, и люди получали радость от искусства, от жизни, а не только от долларов. Сейчас, смотрю, многое на деньгах строится. Мы живем в другой исторической формации, хотя всю жизнь прожили в СССР. По-другому жили. А сейчас очень трудно нашему поколению перешагнуть так быстро в капитализм. Поэтому вот живу тихо на даче с котом Масиком, который умирает, я его поддерживаю, сколько могу. Вот он ко мне идет хороший, старичок мой. Я за ним ухаживаю, стараюсь помочь. Собака моя белая Степка умерла. Видимо, по возрасту, а может, кто-то помог в этом плане. А Масик со мной остался. И вот мы с ним коротаем вдвоем здесь на даче время. Родные в Москве, а я отвык от города.
- Мы были у вас, у вас хорошая дача!
- А я разве ее ругаю? Я когда-то и строил эту дачу сам, но не достроил. Не хватило возможностей, и время ушло.
- Мы видели, как вы живете, скромно, без излишеств!
- Да, скромно. Хотя всю жизнь работал, а не заработал.
- То есть ни элитной недвижимости, ни золота с бриллиантами не накопили...
- Да какие бриллианты, боже мой?! Внуки мои - два бриллианта. И дочь - бриллиант! Украшениями я никогда не интересовался. Даже кольцо обручальное золотое потерял. И с тех пор не ношу и не очень беспокоюсь. Потерял на старой даче, которую снимал. Мыл руки на улице (там было все без удобств) с мылом. Стал воду стряхивать, прежде чем взять полотенце. И все. И только в машине, когда мы уже возвращались в Москву, обнаружил: Господи, а у меня на руке-то нет кольца! Я его, видимо, смыл. Обручальные кольца, конечно, многие носят, и надо носить. Но у меня его теперь нет...
Дело-то не во мне! Я вот за внуков переживаю - не могу им теперь помочь. Живу заботой, болью внутренней, которую не могу в себе преодолеть, о своих внуках, о дочке моей Ане. Вот чем я сейчас живу! Дай Бог, чтобы внуки мои нашли в жизни свою колею, как говорил Володя. А им всего полтора годика, моим мальчишкам!
- А дочка ваша сейчас работает или с детьми сидит?
- Это вы у Ани спросите. А то я про нее что-то не так скажу, потом мне достанется от нее. Не работает она. Нету работы! Трудно сейчас. И я помочь ничем не могу, к сожалению. Оттого и переживаю!
- Вячеслав Васильевич, если вам чего-то для жизни не хватает, вы скажите, поможем!
- Я никогда ничего для себя не просил. Что есть - то есть.
- Наши читатели вас любят, желают вам здоровья!
- Да, я получал от "Комсомольской правды" поздравления с днем рождения. Спасибо. А я сейчас желаю
здоровья и всего хорошего моим внукам! Вот о чем я болею сейчас! И вы про них не забывайте.
воскресенье, 8 февраля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий