суббота, 5 декабря 2009 г.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

Сила музыки в том, что она прямо проникает в душу, в подсознание, минуя разум, и создает настроение человека. В музыке есть влияние, которое проходит именно «мимо» сознания, оседая в глубинных структурах нашего мозга и составляя значимую долю всех наших смыслов и мотивов.

Минздрав признал музыкотерапию официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. На западе в целом ряде вузов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия также взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.

Если классическая мyзыка yскоpяет pост пшеницы, то pок-мyзыка - наобоpот. Если под воздействием классической мyзыки yвеличивается количество молока y коpмящих матеpей и млекопитающих животных, то под воздействием pок-мyзыки оно pезко снижается. Вообще, pастения и животные пpедпочитают гаpмоничнyю мyзыкy. Напpимеp, дельфины с yдовольствием слyшают классическyю мyзыкy, а pастения и цветы под классическyю мyзыкy быстpее pаспpавляют свои листья и лепестки. Под звyки совpеменной мyзыки коpовы ложатся и отказываются есть, pастения быстpее вянyт.

Классическая музыка, в основном, написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некото-рые произведения, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (напри-мер, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, Бортнянский. Но и классика бывает разной. Огромную роль в воздействии музыки играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какая цель его создания, кто его вдохновлял на этот труд - это играет огромную роль.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка - анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали - “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

Музыка является прекрасным способом распространения вибраций Любви. Но весьма немаловажно, кто является ее исполнителем. Музыканты должны быть любящими людьми, а не вспыльчивыми, склонными к показухе, высокомерного мнения о себе. Тогда они всецело донесут слушателям то состояние, которое чувствовал композитор, когда создавал это произведение.

Музыка помогает разрешать конфликты. Психологи часто приводят пример: супруги поссорились, оказались на грани развода. Они яростно спорили на кухне, и вдруг услышали, как их дочь играет на фортепиано. Она играла сонату Йозефа Гайдна. Отец и мать, очарованные звуками музыки, молчали несколько минут... и помирились.

ИСТОРИЯ

Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних сви-детельствах и документах, дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство.

Пифагор, Аристотель, Платон в античные времена обращали внимание на целебную силу музыки. Пифагор учился музыке в Египте и сделал ее предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но "очищали" человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души.

У греков музыка также считалась целительной. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодаря мелодичным песням.

Музыка применялась в храмах для лечения нервных расстройств.

В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов.

Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы.

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Он лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

Огромное место занимала музыка в Древнем Израиле. Она была неразрывно связана с богослужением. В период расцвета древней иудейской культуры храмовая музыка была богатой и разнообразной. Об этом говорят псалмы.

Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла.

В XIV веке Западную Европу охватила грандиозная эпидемия знаменитой виттовой пляски. По улицам городов и селений бродили толпы неистово дергавшихся бесноватых людей, которые выкрикивали нечленораздельные звуки, непристойности и богохульства, падали с пеной у рта. Эпидемия быстро прекращалась лишь там, где властям удавалось вовремя призывать музыкантов-инструменталистов, игравших медленную, спокойную, умиротворяющую музыку.

Новые процессы начались в эпоху Возрождения: произошел отрыв музыки от богослужения, а инструментальная музыка приобрела самостоятельное значение. Так в Европе возникли и стали развиваться разные жанры светской музыки. Лишь во второй половине XIX-начале ХХ вв. музыкальное искусство окончательно отделилось от своей «церковной сердцевины». В этой новой музыке диссонанс стал преобладать над консонансом, гармония уступила место дисгармонии, появились гротескные и «чисто формальные», созданные по математическим правилам произведения. Как следствие - музыка перестала быть достоянием широких слоев слушателей, а в ХХ в. она и вовсе «разучилась говорить с широкой публикой», т.к. музыка авангарда «стала умозрительной, противоречащей свойствам человеческой души». Так произошло разделение музыки на «серьезное искусство» и поп-музыку, которая, по мнению многих, сегодня «развивает не высокие качества человеческой души, а воздействует на самые низменные инстинкты, она не делает человека прекраснее, а делает его более жестоким и озлобленным».

Л.Н. Толстой на рубеже XIX и XX веков писал: «Музыка - государственное дело... Разве можно допустить, чтобы каждый, кто хочет, гипнотизировал один другого или многих и потом делай что хочешь».

Сейчас Центры и институты музыкальной терапии есть в Лондоне с 1975 г, в Герма-нии г. Виттен с 1985. Музыкальная терапия широко практикуется в США; сфера ее приме-нения постоянно расширяется в Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Америке.

В настоящее время в США зарегистрировано около 3 500 профессиональных музыка-льных терапевтов и потребность в специалистах этого профиля неуклонно возрастает.

НАУКА ГОВОРИТ О МУЗЫКЕ

Занятно, как д-р Томатис из Франции начал заниматься звуковой терапией. На ранней стадии работы его пригласили в монастырь бенедиктинцев недалеко от Парижа. Монахи там страдали от депрессии, а также от расстройств сна и питания. Д-ра Томатиса попросили найти причину их недомогания. Изучая этот вопрос, он обнаружил, что монастырь недавно обрел нового аббата. Новый настоятель с гордостью называл себя современным человеком, и, сочтя грегорианское пение слишком средневековым, велел монахам прекратить песнопения.

Сам того не подозревая, аббат отнял у монахов важную форму стимуляции мозга. Лишившись слуховой стимуляции григорианского пения, центральная нервная система монахов подверглась депрессии. Когда д-р Томатис уговорил настоятеля вернуть песнопения, депрессия прекратилась, и монахи выздоровели.

Уже давно известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное yльтpазвyковое излучение, за считанные секyнды yбивают тифозные палочки, возбyдителей желтyхи и виpyсы гpиппа.

В московском центре "Эйдос" музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета. Было yстановлено, что междy ypовнем сахаpа в кpови и психическим состоянием сyществyет пpямая связь. Таким обpазом, изменяя и pегyлиpyя свое психическое состояние, человек может изменить ypовень сахаpа в кpови. В этом большyю помощь оказывают аyдиокассеты с записью звyков пpиpоды: шyма пpибоя, пения птиц, pокота океанских волн, pаскатов гpома, шyма дождя.

Недавно yченые из гетингемского yнивеpситета в Геpмании пpовели интеpесный экспеpимент: испытали на гpyппе добpовольцев эффективность сpедств для сна и магнитофонные записи колыбельных песен. (одни кушали таблетки, другие слушали колыбельные) На yдивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был y испытyемых кpепким и глyбоким.

Несколько лет назад Римская академия наук обнародовала результаты исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию с помощью музыки можно вылечить на 90 процентов! Выводы итальянских ученых подтвердили медики Англии и России. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте. А знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.

Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфи-ны с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее растут и зацветают.

Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. То есть полезно обедать под музыку.

Так, в университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев приводило к значительному улучшению состояния и к более быстрому по сравнению с контрольной группой рубцеванию язв.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека - это орган.

Музыка заменяет антидепрессанты. Английские психотерапевты обнаружили, что седативные препараты и антидепрессанты можно с успехом заменить классической музыкой. Администрация Вестминстерского госпиталя в Лондоне оборудовала палаты звуковоспроизводящей аппаратурой. Проведенный врачами опрос показал, что это нововведение помогло трем из четырех пациентов.

Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна.

Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.

Нейрология показала, что большинство людей используют менее десяти процентов нашего мозга. Другие 90% не задействованы. Музыка вводит человека в так называемые измененные состояния сознания. А это - мощный ключ для раскрытия большой части нашего неиспользованного потенциала. А в качестве вспомогательной технологии для этого звуки и музыка ни с чем не сравнимы.

Сугубо научно:

Д-р Оно (Dr.Ohno) Работающий в Научном институте Бекмана в Дуарте, штат Калифорния (Beckman Research Institute in Duarte, California) смог подобрать музыкальную ноту к каждой из шести аминокислот, составляющих код ДНК. Д-р Оно смог записать музыку, которую "играют" спирали ДНК различных живых существ. Это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов он записал мелодию определенного типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на Траурный марш Шопена. Возможно, Шопен интуитивно воспринял эту мелодию у самой природы?

Музыка может напрямую воздействовать на биохимические процессы в организме. Исследования, проведенные профессором С.Э. Шнолем в Институте биологической физики АН СССР в 1968 году, доказали, что у многих ферментов, участвующих в важнейших процессах обмена, числа оборотов соответствуют частотным характеристикам музыкального звукоряда.

«ЭФФЕКТ МОЦАРТА»

Во Франции пришли к выводу, что если играть коровам музыку Моцарта, они дают больше молока. В США во время уроков языка для переселенцев проигрывали музыку Моцарта, Баха, Вивальди. Усвоение языка заметно ускорилось. В Японии в одной из пекарен хлеб выпекают под звуки Шестой симфонии Бетховена. Музыка звучит непрерывно, хлеб обладает исключительным вкусом. Ну и совсем уж весело - в Японии кто-то догадался саке (рисовую водку) гнать под музыку Моцарта. Качество саке заметно выросло. Неплохо бы и у нас на ликероводочных заводах ввести такую практику. Есть даже такой термин - «Эффект Моцарта» (его музыка оказывает положительное влияние на работоспособность мозга).

Американские исследователи в начале 90-х годов ввели этот термин - «эффект Моцарта». Смысл данного эффекта заключается в том, что после 10-минутного прослушивания его произведений, скорость решения задач на пространственное мышление значительно возрастает.

Комментарий на форуме: «.Смех смехом, но, помнится, в школе я прочитала про то, что Моцарт положительно на умственную деятельность влияет и специально купила пластинку. Мне очень плохо давалась алгебра, и я стала делать уроки под Моцарта. Понятно, что один эксперимент - не показатель, но тем не менее: я стала тратить на треть меньше времени для решения задач, быстрее соображала, если нужно было нестандартное решение, и к тому же не нервничала, если не могла решить, а спокойно продолжала и находила ответ.... вот такой вот Моцарт»

Специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. Напpимеp, бpитанский наyчный жypнал "Nature" опyбликовал статью (амеpиканской исследовательницы из калифоpнийского yнивеpситета, доктоpа Фpанзис Раyшеp) о положительном влиянии мyзыки Моцаpта на человеческий интеллект. Она способствует большей эффективности yмственного тpyда. Пpоведенные экспеpименты подтвеpждают это. После пpослyшивания фоpтепианной мyзыки Моцаpта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектyальности" y стyдентов-yчастников экспеpимента на несколько баллов. Интеpесным фактом явилось то, что мyзыка Моцаpта повышала yмственные способности y всех yчастников экспеpимента - как y тех, кто любит Моцаpта, так и y тех, комy она не нpавится.

Под влиянием музыки Моцарта младенцы развиваются быстрее, дети лучше учатся и более спокойны, взрослые проявляют чудеса изобретательности и исцеляются от болезней.

РОК-МУЗЫКА

Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Слушатели в зале во время рок-концерта не смогли ответить на вопросы: “Как вас зовут?”, “Где вы находитесь?”, “Какой теперь год?”

Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику

Рок-музыка имеет свои средства воздействия на психику:

1. Жесткий ритм

2. Монотонные повторения

3. Громкость, сверхчастоты

4. Светоэффект

1. Ритм - одно из сильных способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм), от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания.

В культе Вуду применялся особый ритм, который, при специальной последовательности музыкального ритма и заклинаний во время языческих ритуалов, мог ввести человека в состояние транса или экстаза. Хорошо продуманная система ритмов управляла телом и психикой человека, как инструментом в руках жрецов Вуду. Американские негры, перенявшие эти ритмы, использовали их как танцевальную музыку, постепенно переходя от блюзовых к более тяжелым ритмам.

Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. Но главный удар направлен на те участки мозга, которые тесно связаны с половыми функциями человека.

Не менее сильному воздействию подвергается способность к анализу, здравому суждению, логике. Она оказывается сильно притупленной, а иногда вообще нейтрализованной. Именно в этом состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким страстям. Разрушаются барьеры нравственности, исчезают автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты.

Особое внимание нужно уделить влиянию частот, употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80.000 герц) частотами.

Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, похожий на наркотический. Преизбыток как высоких, так и низких частот серьезно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

3. Громкость. Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс. Громкость звука на площадке во время рок-концертов достигает 120 дб, а в середине площадки до 140-160 дб. (120 дб. соответствует громкости рёва взлетающего реактивного самолета в непосред-ственной близости, а средние величины у плейера с наушниками составляют 80-110 дб.).

Во время такого звукового стресса, из почек (надпочечников) выделяется стрессовый гормон - адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации. Но воздействие раздражителя не прекращается и происходит перепроизводство адреналина, который стирает часть запечатленной в мозгу информации. Человек просто забывает, что с ним было или что он изучал, и умственно деградирует. Не так давно швейцарские медики доказали, что после рок-концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3,5 раза хуже, чем обычно. При перепроизводстве адреналина происходит его частичный распад на адренохром. Это уже новое химическое соединение, которое по своему воздействию на психику человека сравнивается с наркотиком. Это своеобразный внутренний психоделический (меняющий сознание) наркотик, (сходный с мескалином или псилоцибином).

Сам по себе адренохром более слаб, чем синтетический наркотик, но действия их сходны. Это галлюциногенные и психоделические наркотики. Однако, появление более слабого адренохрома в крови действует как раздражитель, вызывающий желание принять более сильную дозу, что и выполняется тут же во время концерта (повторить, пояснить: шум - адреналин - адренохром - желание больше шума)

Еще давно голоса медиков и ученых, пытавшихся донести до молодёжи, что ритм, частота, чередование света и темноты, нагромождение звуков, полностью взятых из древних черномагических обществ - все направлено на разрушение человеческого существа, его насильное извращение, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев, не были никем услышаны. Сегодня ученым остается лишь с грустью констатировать, что мало кто ускользает от всепроникающей стихии рок-музыки. Заметьте, она пришла к нам с Запада.

Итак, весь технический арсенал рока направлен на то, чтобы играть на человеческом организме, на его психике, как на музыкальном инструменте. Музыка, появившаяся среди нашей молодежи, как атомный взрыв, как бедствие, пришедшее в нашу среду, оказалась в состоянии тотально изменить индивидуальные характеристики человека. Она одновременно влияет на двигательный центр, эмоциональную, интеллектуальную и половую сферы деятельности человека. Невозможно в течение длительного времени подвергать себя воздействию рока и не получить глубокие психо-эмоциональные травмы.

Какие же последствия воздействия рок-музыки на поведение слушающего? Ниже перечислены возможные результаты воздействия рок-произведений на мозг человека:

1. Агрессивность.

2. Ярость.

3. Гнев.

4. Депрессия.

5. Страхи.

6. Вынужденные действия.

7. Состояние транса различной глубины.

8. Склонность к самоубийству. У подростков эта склонность начинает проявляться с 11-12 лет, но при прослушивании рок-музыки, эта особенность подростковой психики провоцируется или намного усиливается в более старшем возрасте).

9. Неестественный, принудительный секс.

10. Неспособность чётко принимать решения.

11. Непроизвольное движение мышц.

12. Музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки).

13. Развитие мистических наклонностей.

14. Социальная отчуждённость.

Это, конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок, обязательно обладает всеми этими качествами, просто у него гораздо большая к ним предрасположенность, и при соответствующем сочетании других факторов, он обязательно будет подвержен этому влиянию. Кстати, рок-музыка, также может менять религиозные представления и ценности (особенно в детстве, когда они еще не полностью сформированы), а также стимулировать в человеке стремление к самоактуализации, самореализации, индивидуализму и выделению в обществе.

Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - "музыкальный наркоман". Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на природные раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Б. Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге. Американские врачи во главе с ученым Р. Ларсеном утверждают, что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются.

Лейтмотивом в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков - подобное воздействие специалисты называют "музыкой-убийцей", "звуковым ядом".

Русский психолог Д. Азаров однажды признался: "Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства. Когда я несколько раз прослушал эту музыка-льную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам был готов полезть в петлю. Множество музыкальных произведений современности созданы из "звуков-убийц".

Некоторые современные направления в музыке воздействуют на психику человека явно негативно. Например, Dark Wave, возникшее совсем недавно ответвление готического стиля, пробуждает в человеческой душе первобытные страхи. Известны современные музыкальные направления, вызывающие у слушателей сильную агрессию. Если на концерте солист в состоянии экстаза, например, порезал себя стеклом, то некоторые считают это высшим проявлением “искусства” энной группы. Классика же, как и здоровая пища, противостоит вышеупомянутым музыкальным наркотикам.+

На кафедре акустики МГУ провели недавно исследование наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот, что получилось.

Частота основного ритма композиции “Дип Пепл” “Smoke on the water” от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще и при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тот, кто предрасположен к нервным расстройствам, к психическим заболеваниям, после двух-, трехразового прослушивания подобной композиции может ожидать обострения или нервного срыва. Шумовые призвуки или негармонические обертоны вредят нервной системе: у человека дрожат руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий