«When I'm Sixty-Four» - одна из любимых битловских песен Трофимова. В ней молодой человек спрашивает у возлюбленной, будет ли он по-прежнему нужен ей через много лет, когда ему исполнится шестьдесят четыре? Наверное, молодости этот возраст кажется недосягаемым. Итальянскому авангардисту Маринетти и сорок-то лет казались запредельными. Он писал в манифесте футуристов: «Нам стукнет сорок, и тогда молодые и сильные пусть выбросят нас на свалку». Много лет пролетают гораздо, гораздо быстрее, чем это казалось Полу Маккартни и Филиппо Маринетти. Вот и возраст Бориса Трофимова давно уже перевалил и через футуристический и через битловский рубеж. Но много ли найдется сегодня в нашем графическом дизайне мастеров, более «молодых и сильных», чем он?
«Красивый, молодой, вне возраста, живой, темпераментный, адекватный времени, щедро отдающий накопленное и сам не утративший способности учиться, незабронзовевший - хотел бы я в его годы хотя бы наполовину быть таким, как Борис Трофимов», - так написал о нем в каталоге Игорь Гурович.
Круг его интересов, то, чем живет мастер, что составляет духовный стержень его личности, отражается в том, что он делает, в тематике и образном строе его работ. Трофимов никогда не афишировал, но и не скрывал своей веры. Человек образцово церковный, спокойно, ровно, глубоко верующий, он постоянно оформляет православные издания. На церковных полках, заполненных ретро-стилизациями, они безошибочно узнаются по воистину творческому, живому духу. Ведь главный авангардист и новатор - Господь Бог, который всегда «творит всё новое».
Особая, пронзительная линия в творчестве Трофимова - непростое занятие изданиями о ГУЛАГе. Тема эта для него тоже своя, личная. Мы как-то поразительно легко и быстро стали забывать о той пропасти, полет над которой еще не завершился.
Еще одна тема трофимовского дизайна - работа для друзей-писателей, художников, искусствоведов, историков. При подготовке каждого издания Трофимов и сам становится историком, исследователем культуры, находя для себя новый материал, добровольно усложняя свою собственную задачу. Можно сказать, что в каждом проекте он больше, чем дизайнер.
Вообще сфера культуры - главный предмет его интересов. «Акварель и рисунок в собрании Государственной Третьяковской галереи», «Пушкин и его эпоха», «Судьба Онегина», «Книга как искусство», «Всходы вечности», «Век русского книжного искусства» - одно лишь перечисление названий его проектов очерчивает волшебный круг высокой культуры.
К 70-ти годам работы не убавилось. Наоборот - только всё прибавляется и прибавляется. Сам он как-то признался: «Если у меня меньше семи проектов на руках, чувствую себя неуютно».
Ну и еще одна непомерная ноша - наша ВАШГД. Летом Трофимов набрал уже четвертую творческую мастерскую.
И лишь иногда, довольно редко, короткая передышка - домик в деревне.
Но и там Трофимов нашел себе заботу. Восстанавливает разрушенный храм.
Как его хватает на всё? Непостижимо. Тайна сия велика есть. Понять это нельзя, можно только запомнить: для таких вот - молодых и сильных духом - возможно всё.
Далее на [каке): http://kak.ru/columns/serov/a9765/
четверг, 14 января 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий