37. Межличностный конфликт
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
Особенности межличностного конфликта
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.
Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят:
* познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
* функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
* инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
* перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с
* разрушением существующей совместной деятельности;
* ухудшением или развалом отношений;
* негативным самочувствием участников;
* низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются их избегать.
Структура и элементы межличностного конфликта
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
Динамика межличностных конфликтов
По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений. А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике “Конфликтология” дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта. В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта.
Сам конфликт состоит из трех периодов:
1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
Доктор психологии Даниэль Дэна, один из пионеров в области разрешения конфликтов, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:
1-й уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений);
2-й уровень: столкновения (перерастание стычек в столкновения - расширение круга причин, вызывающих ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);
3-й уровень: кризис (перерастание столкновений в кризис - окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).
Каждый из этих авторов по-своему определяет тактику и стратегию разрешения конфликтов и их предупреждения.
В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб.: ЛЕНАТО, 1994, - С. 30 - 35.
Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.
Например, вопрос лидерства в учебной группе между учениками. Для возникновения конфликта необходим повод, который активизирует действие одной из сторон. В качестве повода могут выступать любые обстоятельства, даже действия третьей стороны. В приведенном примере поводом может послужить негативное мнение об одном из претендентов в лидеры любого ученика.
В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектом межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными.
Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.
Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.
Стили поведения в межличностном конфликте
Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
1) Противоборство - характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
2) Уклонение - связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
3) Приспособление - предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
4) Компромисс - требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
5) Сотрудничество - предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
6) Ассертивное поведение (от англ. assert - утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность - это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.
Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.
38. Лидерство и руководство в группе
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе.
В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений.
В социально-психологическом смысле лидерство и руководство - это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.
Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер - на групповые интересы.
Выделяют два аспекта власти - формальный и психологический - в зависимости от ориентации и лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы.
Различия между лидером и руководителем:
1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель - формальные.
Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации;
2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений;
3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства.
Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;
4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер.
Он может использовать формальные и не формальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции;
5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений.
Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней.
Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы.
Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем - опосредованно.
Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы.
Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером.
Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем.
Некоторые социально психологические закономерности влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства.
В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные.
Так, Д. Майерс считает, что лидерство - это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.
При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий.
К социологическим теориям лидерства относятся: теория черт, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей, реляционная теория.
Теория черт включает идею о том, что лидерство - феномен, рождаемый специфическими чертами лидера.
В социологических концепциях М. Вебера и Э. Трельча был введен специальный термин для обозначения такой специфической черты лидера, как харизма - исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей.
Теория получила достаточно много опровержений в связи с тем, что разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера.
Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера.
Лидер - функция ситуации.
Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, высока вероятность смены лидера.
Т. Шибутани выделил два психологических фактора, которые зависят от изменения ситуации: степень формализации группы и степень автономии членов группы.
Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов:
1) внезапные критические ситуации. Они являются непредсказуемыми, возникают как стихийный процесс и способствуют выдвижению нового лидера;
2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации. Лидеров и руководителей специально готовят для определенных действий в таких ситуациях;
3) типичные повторяющиеся ситуации, в основе которых лежат конвенциональные нормы.
Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера.
Люди, склонные к доминированию в общении, часто здесь выступают в роли лидера;
4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации, возникающие в учреждениях разного вида (все, что связано с работой большинства людей);
5) групповые ритуалы. Это неформальные отношения, определяющие шаблоны социального поведения большинства членов группы.
Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей.
Лидерство - функция от ожиданий (экспектаций) последователей. Лидер не может существовать без социальной группы.
Если группа не поддерживает лидера, то он утрачивает возможность влиять на ее деятельность, в связи с этим необходимо изучать требования и интересы группы.
В рамках теории черт, ситуационной теории и теории определяющей роли последователей изучались различные проблемы влияния и руководства.
Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана комплексная (реляционная) теория лидерства, включающая в себя основные идеи всех трех теорий.
В концепциях психоаналитического направления лидерство рассматривалось как эффект нереализованных в социальной жизни некоторых влечений человека (З. Фрейд).
А. Адлер считал, что стремление к власти порождается страхом. Кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними.
В современной социальной психологии популярность обрели психологические теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так называемого среднего уровня.
Стиль лидерства - это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).
К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).
Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком - руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных.
Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании.
Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы.
Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.
При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать.
Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция.
Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, что может вызывать фрустрацию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп.
Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками.
При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации.
Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами.
Руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности.
Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности.
Попустительский стиль встречается реже.
При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности.
Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается.
В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута.
Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении.
Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля в зависимости от условий деятельности.
Основные факторы изменения стиля руководства: степень срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности подчиненных или уровень их профессионализма.
39) Психологические характеристики больших социальных групп.
- какие группы следует рассматривать в качестве "больших"?
Большие в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория,
и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества.
Большие группы: социальные классы, различные этнические группы (как их главную разновидность - нации), профессиональные группы, половозрастные группы (с этой точки зрения в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.)
* В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах: нравы, обычаи, традиции.
* Образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.
* Наличие специфического языка.
- какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи?
Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В.Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:
1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.) и
2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения).
- каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии?
психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности.
По-видимому, та "часть" личной психологии индивидов, составляющих группу, которая "принадлежит" группе, и есть то, что можно назвать "психологией группы".Иными словами: психология группы есть то общее, что присуще в той или иной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть одинаковое для всех, но именно общее.
- какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений?
Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры.
При изучении психологии больших социальных групп могут применяться и методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа.
наряду с экспериментальным исследованием, и тип так называемого корреляционного исследования в социальной психологии.
при изучении больших групп социальная психология использует также приемы, принятые в языкознании
С.Московичи: Социальное представление - обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности.
Менталитет - интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных "ответов" на картину мира.
Менталитет большой группы - типичный для нее набор социальных представлений и соответствующих им образцов поведения.
40) Особенности психологии классов.
В многотомном руководстве по социальной психологии под редакцией Г.Линдсея и Э.Аронсона указывается на то, что сам термин "класс" имеет различное содержание для американских и европейских исследователей. Для европейцев, по мысли автора, понятие это более "реально", так как идентификация с классом более очевидна, достаточно часто сопряжена с определением политической принадлежности. Для американской культуры вообще нехарактерно оперирование понятиями "рабочий класс", "буржуазия" и т.п., но гораздо привычнее термины "средний класс", "низший класс" и т.п.
Исследование классов в марксизме:
- выявление психологических особенностей различных конкретных классов, которые существовали в истории и существуют в настоящее время
- характеристика классовой психологии разных классов определенной эпохи, создающей особый "колорит" эпохи, наряду с описанием экономических и политических интересов классов
- анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частный случай проблемы соотношения психологии группы и психологии индивида, включенного в данную группу
а)Наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сфера классовой психологии:
* Классовые потребности
* Интересы
* "социальные чувства": определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.
б) "Психический склад" обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа.
Социальный характер определяется описательно как то, что проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов.
Термин "социальный характер" широко представлен в трудах неофрейдистского направления, в частности в работах Э.Фромма. Для него социальный характер - это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны у Фромма к определенным социальным классам, но соотносятся с различными историческими типами самоотчуждения человека - с человеком эпохи раннего капитализма ("накопительский тип"), эпохи 20-х гг. XX века ("рыночный тип", связанный с обществом "тотального отчуждения") и т.п. (Фромм, 1993).
Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях класса.
41) Стихийные группы и массовые движения.
Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.
Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику.
Как отмечалось выше, история социальной психологии в определенной степени "начиналась" именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др.).
Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания является общественное мнение.
Для социально-психологического анализа стихийных групп изучение общественного мнения, предшествующего формированию таких групп, весьма важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий.
Масса - более стабильное образование, чем толпа, но с довольно нечёткими границами. Масса может быть более организованной.
Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, в частности в большей степени соблюдает нормы, принятые в избранном типе организации зрелищ. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой.
Главный отличительный признак общения в стихийных группах в том, что возникает стихийная передача информации, и ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией.
Способы воздействия людей друг на друга:
- заражение - бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям
Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем, который "разгоняет" определенное эмоциональное состояние.
Паника как один из видов заражения. Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы, есть возможность панику прекратить (Шерковин, 1975).
Важным вопросом при исследовании заражения является вопрос о той роли, которую играет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению. Провокация обобщения установок - массовые действия (аплодисменты етс).
- внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.
Внушение, "суггестия", как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом явлении "социальной суггестии". Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, т.е. выступающий объектом внушения, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией.
В теоретическом плане феномен суггестии изучается в тесной связи с проблемами социальной перцепции. Анализ общения как процесса познания людьми друг друга показал, что в структуре такого познания значительную роль играет предшествующая восприятию заданная (или сложившаяся) социальная установка, которую можно рассматривать в данном контексте как своего рода фактор внушения.
В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама.
- подражание
Социальные движения.
Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.
Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).
Социальное движение:
* Базируется на общественном мнении
* имеет в качестве цели изменение ситуации
* в ходе организации движения формулируется его программа
* движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей
* реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр.
Вопросы, важные для соц психологии:
- механизмы присоединения к движению (фундаментальные/сиюминутные)
- соотношение мнений большинства и меньшинства
Эта проблема является одной из центральных в концепции С.Московичи.
- характеристика лидеров
42) Психология межгрупповых отношений.
Психологические проблемы межгрупповых отношений (МГО) - последствия деления на «мы», «они», «свои», «чужие».
Исследования в зарубежной соц психологии.
МГО на Западе решается как проблема МГ враждебности.
А) Мотивационный подход.
Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого Я». Опираясь на работы Лебона, сделал выводы:
* В любом МГ взаимодействии присутствует враждебность к другой группе
* Враждебность к другой группе - средство поддержания сплочёности и стабильности своей группы
* Механизмом враждебности к «чужим» и привязанности к «своим» является проявление Эдипова комплекса во взрослом возрасте (идентификация с лидером своей группы)
Опираясь на работы Макдугалла, Фрейд в поздних работах понимание механизмов групповой враждебности дополнил положением о наличии у человека инстинкта агрессии.
Фрейд -> Адорно и его исследование авторитарной личности (1950). Характер ранней социализации личности определяет её отношение к представителям других соц (преимущественно этнических) групп в зрелом возрасте.
По мнению Адорно, авторитарность - базовая характеристика личности, определяющая её поведение в межгрупповой ситуации.
В подходах Фрейда и Адорно установки поведения индивида по отношению к аутогруппам понимаются как способ разрешения внутриличностных конфликтов и противоречий, а само существование аутогруппы - как необходимое условие для разрешения конфликта.
Б) Ситуационный подход.
М. Шериф. В качестве основной причины межгрупповых конфликтов считал особенности непосредственного взаимодействия между группами.
Основные положения:
* Когда 2 группы стремятся к одной и той же цели, между ними развивается конфликт
* В условиях межгруппового конфликта внутри группы возрастает сплочённость и внутригрупповой фаворитизм, появляется враждебность к другой группе.
Внутригрупповой фаворитизм - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.
Межгрупповая дискриминация - стремление противодействовать членам другой группы.
Кэмпбелл: реалистическая теория межгруппового конфликта (1979).
Реальный конфликт интересов между группами формирует ожидание угрозы со стороны другой группы, а угроза порождает:
* Враждебность членов группы к источнику угрозы
* Увеличение внутригрупповой солидарности
* Более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности
* Уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм
* Увеличение меры наказания за нарушение этих норм
Суть ситуационного подхода:
Источники межгрупповой враждебности или сотрудничества кроются не в индивидуальных мотивационных факторах, а в характеристиках межгруппового взаимодействия.
Исследования проводились в реальных группах.
Слабое место подхода: недооценка когнитивных процессов.
В) Когнитивный подход.
Изучалась роль когнитивных процессов в регуляции группового взаимодействия.
Г. Тэджфел использовал концепцию соц идентичности.
Несовместимость целей является достаточным условием, но не необходимым в межгрупповой дискриминации.
Межгрупповая дискриминация будет наблюдаться и без конфликта интересов.
Главная причина межгрупповой дискриминации - идентификация с группой, факт осознания принадлежности к своей группе.
Область межгрупповых отношений - это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя 4 когнитивных процесса:
* Соц категоризацию (разделение на группы)
* Соц идентификацию (с группой)
* Соц сравнение
* Соц (межгрупповую) дискриминацию
По сравнению с ситуационным подходом, подход когнитивистов более психологичен.
Негативные проявления в межгрупповом взаимодействии вызваны соц установками, являющимися результатом процессаа категоризации.
Отечественные исследования.
Деятельностный подход.
В. С. Агеев «Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы». М, 1999.
Выделена специфика изучения межгруповых отношений в соц психологии. В центре внимания не межгрупповые процессы сами по себе, а отражение этих процессов в сознании членов группы.
Реальные практики взаимодействия + когнитивная сфера.
Специфика межгруппового восприятия:
- стереотипность
- слитность когнитивного и эмоционального компонента
- яркая аффективная окрашенность
- резко выраженная оценочная направленность
Образ другой группы формируется в совместной межгрупповой деятельности.
Для малой группы - непосредственное взаимодействие различных групп.
Для больших групп - опосредованное взаимодействие через обмен ценностями культуры, на основе впечатлений, подчерпнутых в художественной литературе и СМИ.
Экспериментальное исследование Агеева.
Гипотеза: адекватность межгруппового восприятия зависит от характера совместной групповой деятельности.
Результаты исследования. Межгрупповое восприятие зависит:
* От уровня группового развития
* От типа совместной межгрупповой деятельности
Для межгруппового познания наиболее оптимальными условиями являются:
Общие цели деятельности
Стратегии сотрудничества
Непосредственные контакты
воскресенье, 10 января 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий