вторник, 7 апреля 2009 г.
... собой при засеве, привязывали к сеялке, использовали для лечения лихорадки и т.п ...
Благовещение - один из главных праздников православных (К: христиан) славян (25.03). По церковному канону, двунадесятый праздник, посвященный дню, когда архангел Гавриил известил деву Марию о будущем рождении Христа. В народном календаре отмечается как начало весны, как день "открытия земли", пробуждения ее ото сна (см. Земля), выхода из земли гадов, змей, лягушек, мышей, насекомых, появления нечистой силы; как пора прилета птиц, пробуждения пчел, медведя. Благовещение, подобно Рождеству, предвещает и магически предопределяет весь грядущий год. Особое значение праздника, который иногда ставится выше Пасхи, подчеркивается в поверьях о том, что на Благовещение солнце на восходе "играет", т. е. переливается разными цветами. Ко дню Благовещения приурочены многие обряды встречи весны: в Белоруссии молодежь забиралась на возвышенные места и на крыши бань, гумен, на поленницы дров и "гукала весну", иногда одновременно жгли костры - "палили зиму" или "грели весну"
У всех славянских народов с Благовещением связывается прилет птиц из вырея: в этот день встречали аистов, пекли лепешки в виде лапы аиста (галепы, бусневы лапы), дети выносили их во двор, подбрасывали и кликали аиста: "Бусню, бусню, на тебе галепу, дай мне жита копу!", затем их раздавали всем членам семьи или только детям, иногда подбрасывали в гнездо аистам.
С Благовещением у восточных славян начинается пахота, ибо "Бог благословил землю на сеянье". Часто в этот день ходят к пчелам.
К Благовещению приурочены очистительные обряды, цель которых - отогнать и отпугнуть вылезшую из земли нечисть - гадов, насекомых, нечистую силу, болезни. Для защиты скота от волков били в металлическую посуду, звонили в колокольчик, кричали, считая, что волк будет держаться от скота на таком расстоянии, на какое распространяется звук. Змей отгоняли также огнем, поджигая мусор, тряпки, старую обувь, солому, конский и коровий навоз и т. п. Для защиты от мух, блох и др. насекомых старались при еде не пролить ни капли и не уронить ни крошки. На Благовещение запрещалось подметать в доме и особенно выбрасывать мусор на огород или поле, т. к. считалось, что от этого разводятся сорняки.
Благовещенские костры считались защитой от болезней, сглаза и нечистой силы. Русские жгли соломенные постели, старые лапти, скакали через огонь и окуривали одежду от болезней и злых чар. На рассвете в день Благовещение умывались в источнике или реке, чтобы не было коросты.
На Благовещение, как и в другие большие праздники, особенно опасались нечистой силы, защищались сами, оберегали скот. Украинцы обводили топором или косой по земле вокруг хаты, "чтобы ведьма не приступила"; старались не давать ничего из. дома, чтобы босорка не отняла у коровы молоко.
К Благовещению, как переломному моменту года, приурочены многочисленные магические ритуалы, гадания, предсказания здоровья, счастья, удачи, богатства, урожая, погоды и т.п. Заботились о том, чтобы в этот день быть здоровым, сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, потому что так будет весь год. У восточных славян в магических действиях широко использовалась благовещенская просфора: в одну запекали копейку, и кому такая просфора доставалась, тот считался счастливым, ему поручали начинать сев или другие работы. Кусочки просфоры клали в семена, зарывали по углам поля от града и засухи, клали в первый сноп, в сусек, чтобы мыши не ели зерна; просфору брали с собой при засеве, привязывали к сеялке, использовали для лечения лихорадки и т.п. Сходным образом поступали с благовещенским печеньем: "серпы" отдавали девушкам, чтобы они быстро жали, а "бороны" и "плуги" - парням; печеные "бороны" и "плуги" брали с собой на пахоту. (Konrad: Возможно и другое толкование: Серп - женский символ, символ рождения, урожая, Зуб бороны или лемех плуга - мужской, символ зачатия).
Повсеместно соблюдался строгий запрет на любую работу в день Благовещение ("На Благовещенье и птица гнезда не вьет"). Особенно строгим был запрет прикасаться к земле, "беспокоить землю" до Благовещения. Нарушение запрета грозило засухой и др. бедами. Во избежание засухи и градобития запрещалось топить печь и готовить еду на Благовещение, а также расчесывать волосы - иначе куры будут "расчесывать" грядки.
Толстые Н.И. и С.М. Благовещение в славянских народных обрядах и верованиях // Введение в храм. М., 1998.
С.М. Толстая
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий