Hugh Laurie "Gun Seller"
when a Wooster's mask of pleasure
Becomes a steely stare
You'll know he's there
На обложке британского издания этой книги значится "От звезды сериала House". Дважды абсурдная идея. Во-первых, Лори вряд ли нуждается в представлении на территории Соединенного королевства. Во-вторых, уж если кто из его персонажей не имеет никакого отношения к этой книге, так это Грегори Хаус.
Берти Вустер, с другой стороны... этот да, он может. В сущности книга - это такой 100% Wodehouse meets Ludlum (сорри, фанаты Ладлама или, скажем, Форсайта, но я их просто не могу воспринимать всерьез). Если бы Бертрам Вилберфорс Вустер дожил до наших дней и ему (второе, пожалуй, более невероятно) хватило бы усидчивости на то, чтобы написать триста с лишним страниц текста, получилось бы именно то, что получилось.
Фабула в худших традициях шпионских романов в мягкой обложке. Всесильные миллионеры, зловещие заговоры, необычайная легкость в преодолении границ и проникновении в самые строго охраняемые хранилища, damsel in distress, куда же без них, и на фоне всего этого безобразия блистательный главный герой. Он круче всех вареных яиц вместе взятых, по жизни он идет исключительно в режиме God Mode, что позволяет ему встречать даже самые безумные повороты сюжета иронической ухмылкой и говорить гадости сильным мира сего, неизбежно выходя сухим из воды.
Самое занятное во всей этой эпопее - это представлять как Лори мог бы это сыграть. Ведь несмотря ни на что, он как раз мог бы выбрать безукоризненно правильную интонацию, смешав иронию и обаяние в строго выверенных пропорциях, и пройти по той грани, которая отделяет "прелесть какая дурочка" от "ужас какая дура".
Объективно говоря, хрень редкостная. Не читая никаких биографических справок я бы сказала, что Лори попросту достали вопросами, а что же он, в отличие от Фрая, никак не напишет какую-нибудь книгу. Ну он и написал. Его подход к написанию приключенческого романа ничем не отличается от подхода к написанию скетчей для студенческих ревю: моментально узнаваемые образы персонажей и занимательные игры со словами. Мизансцены выверены безупречно, а сюжет в целом... он тоже там есть, да. Персонажи - чистое 2D, но очень честное, даже и без претензий на какую-либо глубину, этакие яркие картонные мишени для тира.
Зато текст.... вот тут он развернулся. Не исключаю, что многое из острот уже давно известно англоязычному миру (сложно себе представить, что кто-нибудь раньше не додумался до varying degrees of failure, например), но мне раньше не попадалось. Всё вместе, будучи нанизано на абсолютно дубовый сюжет, создает совершенно изумительный когнитивный диссонанс. Потому что на самом деле все это мы уже читали раньше, а если и не читали, то наверняка смотрели. И ироническом ключе тоже (привет львиной доле бондианы). Но никогда, пожалуй, это не было столь откровенно, легкомысленно и изящно.
Рекомендовать, впрочем, никому не буду. Даже на английском. Мне очень понравилось, но, во-первых, я вообще люблю все эти centuries of breeding, some of it in, some of it out, а во-вторых, я в пору активного изучения английского перечитала такую гору дурно написанных paperback'ов на ту же тему, что для меня книга Лори - это просто целительный бальзам.
суббота, 17 января 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий